o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Николо- Заболотье: уникальные по сохранности фрески конца XVII века

В честь Предпразднества Успения Пречистыя - крайне интересный репост.
Действительно, таких росписей больше нигде нет ... жаль, конечно, что имя Спасителя с двумя "и" ... но прочее вполне по-древнему ...
Оригинал взят у vita_colorata в Церковь в Николо- Заболотье
Вроде бы хорошо исследованный родной Тутаевский район иногда приносит неожиданные подарки. Таким стало путешествие к церкви Спаса Нерукотворного образа в деревне Николо- Заболотье. Собравшись компанией местных краеведов, отправились мы в деревню Заболотье, а там по договоренности с хранителем церкви смогли попасть в храм.
Удивительно, но фрески церкви так же прекрасны, как  знакомые всем ростовские и ярославские. И при этом мало известны и еще недостаточно исследованы.

DSC_0034.jpg

Храм стоит на мелкой речке Печегда. То, что церковь и фрески сохранились, можно объяснить расположением церкви за болотами и тем, что она кладбищенская, потому при советской власти там не держали ни навоза, ни химических удобрений.

DSCN0255.JPG

Церковь не очень казиста, даже не ожидаешь потом таких фресок внутри. Она построена в 1690 году на средства прихожан. Не только построена, но и расписана, а роспись храма стоила тогда столько же, сколько и строительство. Церковь окормляла 28 деревень с примерным количеством в три тысячи человек.





К ней пристроена более поздняя колокольня и портики с колоннами.





Храм состоит из двух церквей: зимней с престолом во имя Рождества Христова и летней с престолом Спаса Нерукотворного образа.

DSC_0043.jpg

На кладбище сохранились могилы 18 века, какого-то "секунд-майора". С 1716 по 1797 годы майоры разделялись на "премьер-майоров" и "секунд-майоров".





А это могила Андрея Аполлоновича Алексеева, славного тем, что держал трактир на столбовой дороге, которая проходила рядом. Дорога шла из Ярославля в столицу, в Санкт-Петербург.



Церковь внутри невелика, но уютна.

DSCN0209.JPG

Во время изучения конструкций пола был обнаружен более древний из диагональной плитки черного и красного цвета. Кроме того были обнаружены куски битой штукатурки со следами надписей. Палеографические исследования помогли установить заказчиков росписей храма, который , судя по всему, был еще семейной усыпальницей семьи Внуковых. Обрывки связного текста говорят о том, что церковь была расписана по обещанию в 1682 году.
Внуковы принадлежали к русскому дворянскому роду. Существовало пять различных родов Внуковых. В отличие от ярославских храмов, которые строились и расписывались на деньги торговых людей, здесь были заказчики дворянского происхождения.
Неизвестно какая артель расписывала зимний храм, исследователи изучают лакуны в плотном графике живописцев того времени, которые переходили от одной церкви к другой.



Структура стенописи определялась архитектурой здания и ей подчинялась. В интерьере церкви только два столба, нет верхнего света, но боковые окна хорошо освещают интерьер.  Традиционно, поскольку храм посвящен Спасу Нерукотворному образу, то тема Иисуса Христа является главной в сюжетах росписей. Евангельский цикл занимает два верхних и частично третий регистр и включает в себя как сцены чудес, исцелений, демонстрирующих силу Бога,так и композиции изображающие беседы и проповеди Софии Премудрости. Любопытно, что иконостас в церкви отсутствовал в его привычном виде, но восточная стена храма была расписана по принципу иконостаса.
Изображение Святой Троицы ( Бог-отец, Бог-сын и святой дух в в виде голубя) не является каноническим.





Распятие.



DSC_9997.jpg

Страшный суд.



Притча об исцелении слепорожденного.



Святые мученики Флор и Лавр.





Моление святых перед чудотворными иконами.



Святые ярославские князья Василий и Константин





Воскресение или Сошествие во ад.



Отче наш Адаме освобождается из вечной тьмы Христом



DSC_9948.jpg





Искушение Иосифа



Рождество Христово









Шествие праведных в рай.



DSC_9992.jpg





Лоно Авраамово и сопровождение праведных в небесный Иерусалим



Сошествие святого духа на апостолов



Брак в Кане Галилейской. Иконография напоминает гравюру фламандского художника Питера ван дер Борхта.



DSC_9970.jpg

Призывание Андрея и Петра на служение.





Архангел Михаил





С точки зрения иконографии интерес представляет собой фреска "Церковь Земная", изображающая проповедь вселенских святителей. Василий Великий и Иоанн Златоуст держат в руках развернутые свитки и призывают участников богослужения воздать хвалу Святому Духу.









Христос Великий Архиерей с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.



Усмирение бури.



Богоматерь Шуйская стала особенно популярна во время морового поветрия 1653 года, потому что после крестного хода с этой иконой в Шуе чума пошла на убыль.

DSCN0220.JPG

Иконография фресок описана В.С. Шиловым ( Санкт-Петербург).


Tags: Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Месяцеслов, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments