o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Матфей, Сергий и Изборск



Продолжаю линию "Святцы и святые места". 16 (29 н.ст.) ноября - память св. апостола и евангелиста Матфея, а также преп. Сергия малопинежскаго (+ 1585). Потому вверху замечательная икона "Свв. ап. Матфей и архидиакон Стефан" из Псковского музея (вероятно, храмовый образ древнего монастыря св. Стефана "на лугу" в ЗАвеличье (кто не знает - это район Пскова:)); одни датируют временем до 1550-х, другие XVII - м в.),а ниже рассказ о,к сожалению, не очень известном подвижнике исторической Новгородчины."В довесок" же,как явствует из заглавия, паки псковское - Изборск (свежий, от текущего ноября:)).
Оригинал взят у serg_slavorum в Преподобный Сергий Малопинежский.
Сура1.JPG
Село Сура. Современный вид.
Итак, сегодня 29 ноября нового стиля / 16 ноября старого стиля в церквоном календаре память святого преподобного Сергия Малопинежского, просветителя Чуди белоглазой, тоймичей поганых. Хотя родился св. Сергий в селе Суре, местом его жития и подвижничества стали земли ныненшнего Верхнетоемского района, где в стародавние времена обитали язычники, которых он обратил ко Христу.

О земной жизни преподобного Сергия Малопинежского известно очень немного. Отец его, Маркиан Стефанович Неклюд, был «из роду митрополичьих и десятильничих новгородских боярских детей».

В те времена боярские дети были светскими чиновниками при древних епископах. Маркиан слыл образованным для своего времени человеком, «был научен книжному ученью и грамоте». Возможно, со временем он мог бы стать не последним из знатных и влиятельных новгородцев, однако в 1477 году, когда Новгород перестал быть «вольным городом» и был присоединен к Московскому царству, он был вынужден покинуть родные места и удалиться «на реку Пинегу, в волость Малую Пинежку». Здесь он женился на девушке по имени Аполлинария и стал священником в Сурском приходе, у него родился сын Симеон.



Сура.jpg
Деревня Сура в конце XIX века. Церковь и монастырь.

Маркиан и Аполлинария воспитали своего сына «во всяком благочестии и чистоте». От отца Симеон унаследовал любовь к чтению книг духовного содержания.

Родители Симеона в старости приняли монашество. «Маркиан, под именем Матфея, кончил жизнь игуменом Воскресенской обители в городе Кевроле, а Аполлинария скончалась схимницей под именем Пелагии».

В возрасте тридцати лет Симеон стал священником и служил в двух местных храмах, Преображенском (в селе Согра) и Георгиевском, до шестидесяти двух лет. Ревностное и на редкость долгое служение потребовало от него апостольского подвига обращения ко Христу «некрещеной чуди», то есть многих остававшихся еще язычников из этого народа. Успеху в деле обращения в Православную веру язычников способствовали нравственные качества священника Симеона. По свидетельству старинной летописи, он «был взором кроток, тих хождением, умилен видом, имел душу милостиву и чист помысел, сердце бодро, смирение и крепость молчаливую и любовь воистину нелицемерную, и был милостив к нищим до самоотвержения». «Была слава многая о нем ради добродетельной жизни его». Сведений об его личной жизни не сохранилось.

В глубокой старости, за год до своей кончины, священник Симеон принял схиму с именем Сергия. 16 ноября 1585 г. преподобный Сергий преставился. Из девяноста двух лет его земной жизни шестьдесят два года были отданы служению Богу.

Преподобный Сергий был похоронен у алтаря Преображенской церкви, в которой он прослужил долгие годы. «И домашнии ему людие устроиша над ним голбчик деревянный, то есть сенцу малую, памяти ради где погребен бысть…». Уже спустя год после его кончины от его могилы стали совершаться исцеления. К ней приходили множество болящих, которые, в надежде получить помощь, брали с его могилы песок. По вере их Господь возвращал им здоровье. Наиболее часто помощь святого Сергия получали люди, страдавшие головными болями. В середине XVII века местный священник Киприан, сыновья которого после молитв к преподобному исцелились от тяжкой болезни, построил над могилой его часовню. Также им были собраны свидетельства о жизни преподобного Сергия. Возможно, что именно священник Киприан является автором его жития.

В 1655 году была написана икона святого Сергия Малопинежского.

Преподобный Сергий Малопинежский почитался местно. В день его преставления, 16 ноября, в часовне, где находились его мощи, ежегодно совершался молебен Спасителю. Это было завещано самим преподобным Сергием, который, явившись после своей кончины одной исцеленной им женщине, повелел «неотложно и непременно» почитать его память.

В 1914 году в Согре был построен каменный Преображенский собор. В его подвальном помещении, так называемом «подцерковии», почивали мощи преподобного Сергия. Они бережно хранились там до страшных времен гонений на Православие. Во время разгула воинствующего безбожия в закрытом Преображенском храме устроили склад, а мощи преподобного Сергия были погребены под свалкой мусора, среди которого были и иконы, вынесенные из собора. За стеной, рядом с гробницей святого, было устроено отхожее место. Так люди, забывшие Бога, отрекшиеся от веры в Него, глумились над своими святынями…

Есть сведения о том, что во времена воинствующего атеизма преподобный Сергий являлся жителям Пинежья, словно свидетельствуя о ложности и лживости безбожия. В тридцатые годы жительница деревни Монастырь Анна Кокорина видела его в образе «белого старца», который плыл в лодке без весел по реке Пинеге. В сороковые годы жительница одной из деревень Горьковского сельсовета Глафира Бессонова, возвращаясь ночью с фермы и проходя мимо Преображенского храма, где в ту пору размещалась сельская школа, увидела, что алтарь храма залит светом, по яркости напоминающим электрический. Надо сказать, что электричества в ту пору в селе не было. Когда женщина подошла поближе к храму, свет исчез. Кроме того, в житии преподобного Сергия Малопинежского, написанном отцом Иоанном Верюжским, имеется упоминание об аналогичном чуде, произошедшем в веке, когда со времени кончины преподобного Сергия прошло уже более шестидесяти лет. Священник Елисей, чтивший память святого Сергия и служивший в той самой Преображенской церкви, где служил и был впоследствии похоронен преподобный, в день его памяти, 16 ноября, пошел в храм служить утреню. Подойдя к церкви, он увидел, что она ярко освещена и полна молящимися, и некий незнакомый священник уже совершает богослужение. Приняв его за «десятильника» (в те времена так назывались люди, собиравшие «патриаршую дань»), Елисей испугался, что получит от него выговор «за свою неисправность». Поэтому он вошел в трапезу, чтобы через окошко разглядеть попристальнее, что же происходит в храме. К его изумлению, оказалось, что храм пуст, но «вся церковь и трапеза наполнены чудным благоуханием».

Как в далеком XVII веке, так и во времена богоборчества совершались на Архангельской земле чудеса от мощей преподобного Сергия Малопинежского. Память о нем пережила атеистическое лихолетье. Жители села Согры, в котором он совершал свое подвижническое служение, «отыскали в подвале нынешней Преображенской церкви тот деревянный «голбчик», под которым был похоронен преподобный. В 1994 году началось восстановление Преображенского храма. По рассказам местной жительницы и инициатора возрождения храма К. П. Ширяевой, оно сопровождалось чудесными событиями. Так, в 1995 (или 1996) году перед иконой Спаса Нерукотворного, находившейся в храме, сама собой зажглась лампада. В мае 1999 года К. Ширяева услышала голос, который предупреждал, что ее дом сгорит, но хозяева его останутся живы. Женщина не придала этому значения, однако ночью дом Ширяевых, находившийся в тридцати метрах от храма, загорелся и был дотла уничтожен огнем, но никто из его хозяев не пострадал. Последнее известное нам сообщение о чудесном явлении преподобного Сергия Малопинежского относится к 2000 году. Анна Малухина, жительница деревни Машканово Горьковского сельсовета, в сонном видении видела белого старца, сидящего на пастбище за деревней. Старец попросил, «чтобы поставили для него хотя бы скамеечку, а он будет всегда на этом месте охранять пасущийся на этом пастбище скот». На указанном старцем месте была построена часовня.

Из книги монахини Евфимиии Сказания о святых подвижниках Архангельской земли. Стр. 90-93



И в качестве дополнения к рассказу:



Оригинал взят у nathalie_zh в Осенняя поездка в Изборск. Часть 1. Изборская крепость снаружи и внутри (ноябрь 2014)

Как-то в начале ноября доехали до Изборска. Погуляли, подышали свежим воздухом, полюбовались родными практически бескрайними просторами, зарядились положительной энергией. Короче, отдохнули душой...



В предыдущий раз я была здесь в мае этого года. С того времени в крепости кое-что изменилось. В том смысле, что открыли для посетителей Колокольную башню и "Тайный ход к воде" под ней. Так что в этой части прогулки мы пройдемся внутри крепости, посмотрим на округу с башни Луковки и обойдем крепость снаружи...



В качестве коротенькой справочки скажу, что первое упоминание об Изборске относится к 862 году (IX век). Оно связано с преданием о призвании на Русь варяжских князей. Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор - в Изборске. Так что Изборск не только древнейший город на Псковской земле, но и один из древнейших городов Руси.

Изначально Изборск располагался западнее – на Словенском поле, на крутом берегу над Городищенским озером (туда мы дойдем в следующей части). Но в XIV веке Изборск был перенесен на новое место – на Жеравью гору и город окружила неприступная каменная крепость.





Церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского (XVII в). До недавнего времени в церкви был небольшой музей, где в большом количестве можно было увидеть древние каменные придорожные и намогильные кресты. Сейчас церковь передана Псковской епархии.



Никольские ворота, через которые мы войдем в крепость.


Вход в крепость платный. Посещение стоит 50 рублей.



Сразу направляемся к башне Луковке.

Башня Луковка является первой каменной постройкой оборонительных укреплений Изборска на Жеравьей горе. В начале 2000-х здесь была проведена реставрация и устроена смотровая площадка, куда мы непременно поднимемся. Высота башни Луковки сегодня около 13 м, диаметр по низу около 9,8 м. Имеет четыре боевых яруса. Это единственная из крепостных башен, которая построена внутрь крепости.



У башни стоят телеги


и какое-то метательное орудие


А еще под башней не так давно открыли подвал, который в средние века служил арсеналом.


Туда можно спустится и заглянуть в подвал, вырубленный в скале, где хранились оружие и боеприпасы




Теперь поднимемся на Луковку, на смотровую площадку...






Отсюда открываются чудесные виды...








Вид на Городищенское озеро


Белые точечки на водной глади справа - это лебединое семейство, которое мы по-ближе рассмотрим в следующей части прогулки.


Виды на крепость




Из Луковки можно выйти на крепостную стену




Талавская башня


Никольский собор (XIV век)


Церковь Рождества Богородицы (XVI век) расположена неподалеку от крепости


Со стены теперь можно зайти в недавно открытую Колокольную башню и спустится вниз.


Когда-то на башне располагалась звонница. Отсюда и пошло название башни - Колокольная.






Рядом с выходом из башни - тайный ход к воде, куда теперь тоже можно зайти...



Этот тайный ход ведет вниз к колодцу-роднику из которого изборяне брали воду во время осад. Длина этой траншеи порядка 40 метров, а вниз он опускается на глубину 16 метров. Но я до конца не пошла, и не знаю что там дальше...





Выбрались из темноты тайного лаза. Колокольня Никольского собора. Она была пристроена к храму в середине XIX  века, заменив собой обветшавшую звонницу на Колокольной башне.



Еще немного пройдемся здесь и посмотрим на башни, как они выглядят внутри крепости...



Башня Темнушка (Чуть подробнее о башнях я расскажу позднее, когда мы будем обходить крепость снаружи, а пока только упомяну их названия)


Башни Рябиновка и Вышка


Башни Вышка и Талавская




Теперь, выйдя из Никольских ворот обойдем вокруг крепости и увидим, как те же самые башни выглядят снаружи...

Это - Колокольная. Высота башни 12 метров, диаметр - 11 метров. Имеет 4 яруса боя.




Древний каменный крест...


Вид на крепость с северной стороны


Часовня Корсунской  Божией  Матери. Каменная часовня построена у стен Изборской крепости рядом с Талавской башней в 1929 году на месте древнего могильника. По местному преданию - это братская могила изборян - участников обороны крепости в 1657 году.
д



Талавская башня



Талавская - это единственная сохранившаяся прямоугольная башня. В древности она носила название Плоская или Плоскуша. Ее теперешнее название связано с бьющими неподалеку Талавскими ключами. Пятиярусная башня, высотой 15 метров имеет размеры 8,5 на 9,5 метра.


Башня Вышка - самая высокая и самая мощная башня крепости. Сейчас ее высота составляет 19 метров, а в средние века она была еще выше за счет деревянной надстройки - вышки для сторожевой охраны, которая дала название башне. Башня имела шесть ярусов боя.


Башня Рябиновка. Ее высота 16 метров и она тоже имеет 6 ярусов боя.


На стене между Вышкой и Рябиновкой можно увидеть выложенные из камня старинные кресты. Это западная стена крепости. Кресты направлены в сторону Ливонии, войска которой имели привычку периодически нападать на наши города. Считалось, что кресты охраняют город от врага.






А это последняя крепостная башня - Темнушка. Ее высота 15 метров. В свое время башня так же имела шесть боевых ярусов. По поводу названия есть версия, что Темнушкой ее назвали из-за малого количества света внутри башни.




Темнушка с южной стороны.


Вот мы и обошли Изборскую крепость. На этом первую часть прогулки я заканчиваю, а в следующей части мы дойдем до Труворова городища, Словенских кличей и Городищенского озера, где живут изборские лебеди. Так что продолжение следует.


Tags: Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, Итоговое, Месяцеслов, Обзоры Сети, Просто интересно, Псков, Церковное искусство
Subscribe

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments