o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

С наступающим, или 23 - 25.12.14 - 1: Север на Казанском + итоги исследования "Троицы" Рублева




Вливаясь в общий поток поздравлений и наилучших пожеланий в связи со стремительно приближающимся мирским Новым 2015-м годом (церковное, сиречь, по-нашему, истинное Новолетие, напомню, бывает 1(14 н.ст.) сентября,см. http://o-apankratov.livejournal.com/2014/09/14/ ), начинаю делиться результатами крайне насыщенного культурно трёхдневного пребывания в столице, во дни, указанные в заглавии (под ним - ёлка из шаров в ТЦ "Атриум" у Курского вокзала и приятная старая открытка:) последняя отсюда: https://vk.com/club12011186 ). Главным событием 23-го числа стал, конечно, анонсированный предыдущим пОстом визит в Третьяковку, на Круглый стол по итогам 10-летнего (!) технико - технологического изучения, пожалуй, наиболее известной в мире (!) русской иконы - "Св. Троицы" преп. Андрея Рублева (офиц. инф.: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/presentation/presentation5139/ ). Мероприятие длилось более 3-х часов (!), записал всё от начала до конца:) Можете начинать слушать:



В начале там достаточно пространные общие слова, внимать коим предлагаю глядя на картинки с очень приятной выставки о Русском Севере, развёрнутой ... на Казанском вокзале,в т.н. Царской башне (справа внизу - памятник строителям российских ж.д.):



Что это и кто:



Детальнее об авторах и организаторах:



Зал внутри:



Шатёр:



Скульптурные иноки (Пересвет и Ослябя, если не ошибаюсь):



Присутствуют призывы помочь храмоздательству, проекты небезынтересные (первый вполне в главную тему сего пОста:)):







Пещера-часовня на Крите:



А вот и северные этюды:







Иллюстрации к сербским сказкам:





Вроде бы Великий Устюг:



Бабушка в окошке:



Знакомое лицо, МихАил,он же Гавриил с московской Преображенки, убеждённый филипповец из обращённых, недавно скончавшийся где-то под Каргополем:



В центре этой галереи ...



... находится, пожалуй, одна из наиболее известных работ автора, "Староверы":



Очень верно "схваченные" современные типажи:)

Ещё этюды:











Здесь же аутентичные прялки:





И фотовыставка о нынешнем возрождении северных деревянных церквей:



Непокрытая особа слева и есть Татьяна Юшманова (видать,не учит владыка, что справа, покрываться-то:)):



Печальная статистика:



Кресты и храмы среди природных красот:













Их возобновители иногда даже находят настоящие клады:





Но самое большое сокровище это, конечно, будущее сих древних святых земель:



Дай-то Бог ...

Далее о главном, соответствующая книга, презентованная на Круглом столе:



Лекторий ГТГ, где всё происходило:



Публика (батюшка слева вверху на втором плане, сказывали, из ТСЛ):



Cоавтор издания Левон Вазгенович Нерсесян:



Следующий выступавший (кто, объявляют на аудиозаписи, аз же,каюсь,запамятовал:)):



"Троица" под сплошной записью XIX в., после снятия оклада, перед реставрацией 1904 г.:



После "возобновления" 1904-го, произведённого небезызвестным иконописцем и реставратором Василием Павловичем Гурьяновым (на трибуне - основной докладчик, Дмитрий Николаевич Суховерков):



1918-й, образ потемнел под олифой и вновь раскрывался:



В настоящее время:



Исследовательские снимки 1960-х:







Современные фото в инфракрасных и пр. лучах делаются цифровыми и цветными:



Рентгеновские:





Белые чёрточки это царапины на обороте доски:)

Нижнее поле и остатки крепления пятиугольных "дрОбниц" с годуновского оклада кон. XVI в.:



Сами те дробницы,числом две:



Справа внизу:



То же, рентген (просвечивают шпонки и пр. с оборота):



Чаша на престоле, нынешний вид:



Крупно, верх главы тельца с остатками длинных ушей (красная точка это лазерная указка):



Макроувеличение:



Следы гвоздей древнего оклада по периметру соответствуют первоначальной, а не теперешней форме сосуда:



Реконструкция исконно - рублевского:



В подтверждение - один из списков кон. XVI в., см. форму чаши:



Палаты, как выяснилось, изначально были шире в левую сторону:





Правый ангел и гора над ним, в процессе раскрытия в 1904 г.:



Совр. увелич. фото той горы с остатками изображения пещеры:



Границы пещеры показаны красными стрелками:



Ствол и ветви древа, увеличение:



Оно же, целиком:



Красная точка указки отмечает первоначальные размеры кроны, куда более раскидистой ...

Глава левого ангела:



Поближе:



Лик:



Око и стершиеся пробелА:



Лик центрального ангела, в инфракрасных:



Его правое око:



Макрофото того же лика, видны кракелюры (трещины),т.е. свидетельства древности и подлинности живописи:



Трещина по стыку досок:



Ещё око:



Увеличение позволяет разглядеть следы творческого процесса - автор сперва желал сделать глаз иным по форме и местоположению:



Уста и губы:



То же в инфракрасном:



Алая кИноварь на губах:



Уста и пр. другого ангела:



Инфракрасный:



Пигмент при большом увеличении, видны отдельные зёрна:





Макропробел:



Власы:



Отверстия от гвоздей грозненского оклада фиксируют изначальный абрис главы:



Фотошоп, сохранившийся венец от оклада Иоанна IV наложен на снимок иконы, для определения истинной формы главы центрального ангела:



Едва заметные следы от "слухов" или "тОроков" - ленточек от ушей ангелов:



Кудри в инфракрасном, белые блики - недочищенная реставраторами олифа:



Красное - остаток перекрестья на нимбе центр. ангела, доказательство того,что под ним определённо подразумевался Христос:



Руки и трещина:



Благословляющая двуперстно десница:



Другая ангельская рука, предполагается, что изначально - с отогнутым мизинцем (не т.н. "именословие":)):



Она же, фрагмент:



Грубые тёмные обводки ног - остатки записей разного времени:





Рентген десницы центрального ангела (Спаса) выявил серьёзное изменение местоположения руки в ходе написания образа:



Далее:





Край синих одежд в инфракрасном, заметные как высветления остатки прежних олиф и записей говорят о сохранности первоначального слоя:



Ещё крупнее:





Выявленный рентгеном авторский подготовительный рисунок, нанесённый,скорее всего,углём:





Знаменитая "небесная" лазурь одежд центрального ангела при большом увеличении:



А это пигменты одежд ангела что слева:



Фрагменты и детали риз Сына:



Граница синего и красного в увеличении:



Зелёный пигмент одежды правого ангела (Св. Духа):



Теперь обсуждавшие, без тени иронии, светила современного отечественного искусствознания (пробейте имена по гуглю и убедитесь:)).
Алексей Михайлович Лидов:



Анна Игоревна Яковлева (был у неё на практике от худож. училища в Благовещенском соборе Моск. Кремля, летом года кажется 88-го:)):



Лев Исаакович Лифшиц:



Реставратор из "Центра Грабаря" Татьяна Максимовна Мосунова (справа; слева - зав. отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Николаевна Шередега):



Реставратор Виктор Вячеславович Баранов из ГосНИИРа (кстати, из рода тех самых Барановых из Мстёры, достаточно известных ещё до революции изографов и "поновителей"):



Техник-химик оттуда же (как звать,к стыду своему,забыл:)):



Искусствовед Эвелина Константиновна Гусева:



Некая православная дама (не представили; никто не узнал?:)):



Вот такой мой Вам довольно-таки пространный новогодний подарок:)
В ближайшие дни планируется продолжение рассказа о тех же сверхнасыщенных днях в столице и,конечно, сводная запись по итогам 2014-го: есть о чём вспомнить из происшедшего, от коего зависят дела и года грядущего и, возможно, не его одного.
Tags: Анонс, Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Москва, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments