o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Римлянин и грядущее освящение на Рогожском: устав службы





Сегодня память преп. Антония римлянина, новгородскаго чудотворца (с утра на Витке помолились полунощницу и канон святому) ...



... о нём и его прекрасной обители во имя Рожества Пресвятыя Богородицы (фото дореволюционное, теперь всё позаросло деревьями и сломали верх колокольни над воротами) ...



... прежде писал и показывал картинок немало, желающих обновить сие в памяти приглашаю пройти по ссылкам (размещал такие подборки и раньше, но линков с тех пор прибавилось:)):
http://o-apankratov.livejournal.com/15947.html
http://o-apankratov.livejournal.com/84305.html
http://o-apankratov.livejournal.com/290083.html
http://o-apankratov.livejournal.com/345026.html
http://o-apankratov.livejournal.com/388339.html
http://o-apankratov.livejournal.com/403576.html

Основная же тема сегодняшней записи - предстоящее в ближайшие выходные, Неделю о мытаре и фарисее, освящение после очередного большого ремонта храма-колокольни нашего всероссийского (и не только) духовного центра, Рогожского кладбища в Москве (упомянутое здание на снимках под заглавием, верхнее фото до 1917-го; историко - организационные подробности: http://starove.ru/izbran/srochno-osvyashhenie-rogozhskoj-kolokolni-v-eto-voskresene/ ). Церковь вновь, как и изначально в 1913-м, обретёт великое имя Воскресения Христова! Событие вполне историческое, особенно если учитывать, что с начала ХХ столетия и по сю пору в старообрядчестве (причём, насколько знаю, всех согласий) Воскресенских храмов не освящалось вообще (!).
В связи с последним обстоятельством порядок службы при таком священнодействии у нас стал практически неизвестным:( И дабы попытаться хоть немного исправить данную не лучшую ситуацию, размещаю ниже устав данного освящения, составленный на основе указаний из Потребника патр. Иоасафа I, 1639 г. (выложен полностью здесь (см. лл. 4-6): http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1180 ). Особенность здесь, в частности, в том, что согласно этому Уставу освящать храм в Неделю мытареву нельзя:) И практически в любой другой триодный воскр. день тоже:) В будние же дни Воскресенские храмы не освящаются вообще. А ждать до окончания Триоди цветной, кое в текущем году, даст Бог, будет 7 июня н.ст., возможности, разумеется, нет. И как же вышли из положения?:)

У С Т А В
службы освящения Рогожского храма-колокольни во имя Воскресения Христова в воскресение 01.02.2015 г. н.ст., Неделю о мытаре и фарисее, глас 1-и


Служба по Триоди постной совершается в Покровском кафедральном храме, в храме же под колокольней – только воскресная гласу, по Октаю, и освящению храма, по Потребнику. Также используются некоторые части службы из книги Триодь цветная: из служб в Великую Суботу и в Неделю о Фоме.
Средняя вечерня. Начало обычное от «Царю Небесныи», пс. 103-й чтением. Таже ектения великая и «Блажен муж», вся кафизма. Затем ектения малая и поем «Господи возвах» на гл. 1-и, и обычное каждение. Возвашные стихеры на 6: воскресны гласу 3 (с малой вечерни, «Вечерния наша молитвы», и пр. 2) и освящению 3 (с великой вечерни, «Поновления чтутся», и пр. 2). Слава, освящению, наряду, «Память обновлением», и ныне, во Октае Богородичен воскресен гласу малыя вечерни, «Радуися от нас». Выход с кадилом, «Свете тихий» - пением, и прокимен «Господь воцарися» 3жды, по чину малой вечерни. Паремии освящению 3. Ектения «Рцем вси», молитва «Сподоби Господи», ектения «Исполним вечерняя» и главопреклонная молитва по обычаю. По возгласе «Буди держава» стиховна освящению («Обновляися обновляися» и пр. 3, со стихи их). Слава, освящению, наряду, глас 2-и, «Обновление празднующе», и ныне, Богородичен воскресен по гласу славника, от стиховенных малой вечерни, «За всех молишися». «Ныне отпущаеши», Трисвятое по Отче наш, возглас и тропарь воскресен, «Камени знаменану», слава, и ныне, тропарь освящению, «Яко вышния тверди благолепие» (см. в Потребнике, или в Часослове 13 сентября, Обновлению). Возглас «Премудрость! Пресвятая …» и пр. обычно, отпуст малый, «преподобных и богоносных», в начале «Воскрес из мертвых» не говорим.
Павечерница малая. Поскольку каноны Богородице в Октае гласу и рядовому святому (преп. Макарию египетскому) чтутся на службе в Покровском соборе, павечерницу в храме под колокольней возможно, по рассуждению предстоятеля, прочитать без канонов. По «Достойно есть», Трисвятом и Отче наш кондак воскресен 1-го гласа, «Воскресл еси», слава, и ныне, кондак освящению, «Небо всесветлое» (в Часослове его нет, см. в Потребнике по 6-й песни канона на утрени). Отпуст малый, «преподобных и богоносных», в начале «Воскрес из мертвых» не говорим, прощение, помянника за упокой несть.
Великая вечерня. Начало обычное, как на бдении всегда, от «Востаните!» и пр., пс. 103-й пением, ектения великая, «Блажен муж» вся кафизма. Ектения малая и «Господи возвах» на гл. 1-и, стихеры на 10: воскресны гласу 6 («Вечерняя наша молитвы» и пр. 5) и освящению 4 (1-я, «Поновления чтутся», 2жды, и пр. 2). Слава, освящению, «Память обновлением», и ныне, догматик гласу, «Всемирную славу». Выход с кадилом, «Свете тихий» пением, прокимен «Господь воцарися» 5-ю, и паремии храму 3 (из Триоди цветной, 1-е 3 с вечерни Великой Суботы). Далее обычно, на литии: 1-я стихера из службы в Неделю о Фоме, глас 8-и, «Дверем затворенным», таже в Октае «аммореевы» («Святейшая святых» и пр. 2). Слава, глас 3-й, освящению, с утрени хвалитный славник, «К себе восходи», и ныне, Богородичен воскресен по гласу, славник стиховенный великой вечерни 3-го гласа, «Без семене от Божественнаго Духа». Стиховна воскресна гласу, со стихи ея, слава, и ныне, Богородичен наряду, «Се исполнися». По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом – «Богородице Дево, радуися», 2жды, и тропарь освящению, «Яко вышния тверди», единожды.
Утреня. «Бог Господь» поем на глас 1-и, тропарь воскресен, «Камени знаменану», 2жды, слава, и ныне, освящению, «Яко вышния тверди». Кафизмы обычные три, 2-я,3-я и 17-я, по них седальны воскресны. По 1-й (2-й) кафизме по седальне слава, и ныне, Богородичен воскресного тропаря 1-го гласа, «Гавриилу провещавшу». По тропарях «Ангельскии собор» и ектении малой – ипакой гласу, «Разбойничо покаяние», и поем полиелеос. Величания и избранных псалма два. 1-е – освящению, по Потребнику, по последнем величании – ектения малая, возглас «Яко Ты еси освящение», и седален освящению в Потребнике наряду, «Лик ангельский», слава, и ныне, той же. Затем 2-е величание и избранный псалом, что в Неделю о Фоме. По последнем величании – ектения малая и возглас, что после 11-й утренней молитвы в Служебнике, «Ты бо еси просвещение». Затем седален иже по полиелеосе в Неделю о Фоме, «Воскрес из гроба якоже благоизволил еси», слава,и ныне, той же, и антифоны 1-го гласа, «Внегда скорбети ми» и пр. Прокимен воскресен гласу, «Всяко дыхание» и Ев. воскресно рядовое, 1-е, Мф. 116. По нем «Воскресение Христово видевше» и пр. до канона обычно, стихера «Воскрес Исус». Каноны: воскресен со ирмосом на 4, крестовоскресен на 3 и Богородице на 3, и освящению на 4 (запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Катавасия «Отверзу уста моя». По 3-й песни кондак и икос освящению, седален освящению, «Свидения храм», слава, и ныне, той же. По 6-й песни кондак и икос воскресен гласу. По 8-й песни поем «Честнейшую», по катавасии 9-й песни, «Всяк земен», - «Достойно есть». «Свят Господь Бог наш» на глас 1-и, и светильны: воскресен 1-и, «Со ученики», 2жды, слава, и ныне, освящению, «Юже Пречистою Кровию». Хвалитные стихеры на 8: воскресны гласу на 4, и освящению на 4, со славником и со стихами освящению со стиховны великой вечерни («Господь воцарися» и «Дому Твоему подобает»). Слава, стихера евангельская 1-я, «На гору учеником идущим», и ныне, «Преблагословенна еси». Славословие великое, по возгласе «Яко Твое есть Царство» тропарь «Днесь спасение» единожды, и прочее обычно. Отпуст: «Воскрес из мертвых, Христос, Истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, и преподобнаго отца нашего Макария египетскаго, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
На 1-м часе тропарь воскресен, слава, освящению, кондак воскресен. По 1-м часе отпуст малый, «преподобных и богоносных», в начале речем «Воскрес из мертвых», и прощение.
Полунощница воскресна 1-го гласа, кондак воскресен и прочее обычно.
По полунощнице поем молебен храму с водоосвящением, на нем канон иже в Неделю о Фоме, по 6-й песни Ев. Ин. 65, стихера иже в Неделю Фомину по 50-м пс., гл. 6-и, «Дверем затвореном». По 9-й песни канона, по катавасии, задостойник «Владычице приими», Трисвятое по Отче наш, тропарь Недели о Фоме, «Знаменану гробу», слава, и ныне, кондак, «Любопытною десницею». И начинаем собственно Чин освящения храма согласно Потребнику. В конце Чина бывает троекратное обхождение храма крестным ходом и торжественное вхождение в церковь с пением вопросов и ответов – «Кто есть сей Царь Славы?» и «Господь Силам, Той есть Царь Славы». По вхождении в храм поем по клиросам «говоркой» тропари воскресен гласу и освящению, слава, кондак воскресен, и ныне, кондак освящению. Ектения «Помилуй нас Боже», возглас «Услыши ны Боже», «Премудрость! Пресвятая…» и пр. обычн., и отпуст, что был на утрени пред 1-м часом, точию не поминаем дневного святого. «Господи помилуй», 3жды, и расход для совершения входного пред часами и божественной литургией.
На часех тропарь воскресен, слава, освящению, кондаки освящению (в Часослове нет, писан в Потребнике в Чине освящения по 6-й песни) и воскресен пременяем. По «Ослаби» кондак воскресен, слава, и ныне, освящению.
На литургии блаженна на 10: воскресна гласу на 6 и освящению песнь 6-я на 4. По входе тропари воскресен и освящению, слава, кондак воскресен, и ныне, кондак освящению. Прокимен освящению и воскресен гласу, Апостол освящению, Евр. 307, и иже в Неделю Фомину, Деян. 14. Аллилуия освящению и гласу. Ев. освящению, Мф. 67, и иже в Неделю Фомину, Ин. 65. По «Изрядно» - «Достойно есть». Причастны освящению (в Обеднице Обновлению), «Господи возлюбих», и воскресный, «Хвалите». Отпуст иже на утрени пред 1-м часом.
Tags: Анонс, Богослужение, Великий Новгород, Добрые дела, Зодчество, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Москва, Обзоры Сети, Община, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments