o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Постстолично - новгородское




Вот и съездил вновь в Москву:)
Вверху паки вновь Воскресенская колокольня Рогожского (отсюда: https://vk.com/id247626152 ) и один из моментов ея освящения (обратите внимание на буквально светящийся духовно лик владыки, а также замечательный иконостас нач. ХХ в., с деисусным чином в новгородском стиле); справа - архидиакон Амфилохий из Белокриницкой Митрополии в Румынии (все фото этой серии, очень красивые: http://starove.ru/izbran/rogozhskaya-kolokolnya-osvyashhenie-foto-shedevry-alekseya-bojtsova/ ).
Почитал лекции в Духовном училище, посидел (и повставал - поговорил:)) на Совете Митрополии (решения: http://rpsc.ru/docs/soveti-mitropolii/postanovleniya-soveta-mitropolii-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkvi-g-moskva-4-5-fevralya-2015-g/ ), а 3-го вечером выступил в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции с лекцией о дораскольной церковной жизни Великого Новгорода. На фото ниже грешныи аз (слева) и руководитель заведения о. Иоанн Миролюбов:



Сообщения о событии появились на нескольких сетевых ресурсах:
http://www.oldrpc.ru/news/1096/
http://ruvera.ru/articles/aleksandr_pankratov_patriarshem_centre
http://neclud.livejournal.com/561486.html

Неожиданно доброжелательный отзыв прислал о. Кирилл (Сахаров), настоятель известного храма на Берсеневке:

Приятно было лицезреть лицом к лицу еще одного старообрядческого священника – интеллектуала. Это уже шестой на моем жизненном пути – после о. Евгения Бобкова, о. Леонтия Пименова, братьев Чуниных – Ржевского Евгения и Питерского Геннадия , о. Михаила Родина из Балакова Саратовской губернии.
Первая мысль, когда я увидел о. Александра на публичной лекции об особенностях дониконовской церковной жизни Великого Новгорода, была следующей: какими обманчивыми бывают первые впечатления! Батюшка казался полностью погруженным в себя, замкнутым, малообщительным и непроницаемым.

Конечно, было известно, что это образованный священник, « книжный червь», как иногда доброжелательно говорят об ученых мужах. В «Православной Энциклопедии» напечатана его статья о белокриницкой иерархии. Участвует он в составлении уставных заметок для церковных календарей, активен в интернете. В периодике Митрополии можно прочитать информацию о его трудах на Новгородской земле. Когда позавчера я впервые услышал его воочию, то задумался: а как можно сказать о нем кратко, чтобы это отражало суть, главное. И родилось определение, которое было обозначено в качестве заглавия данной заметки. В самом деле, после долгого перерыва новгородские старообрядцы заполучили своего пастыря, уроженца Москвы, который на их благословенной земле основательно и неуклонно занимается созидательной деятельностью. При этом наш москвич бережно, с любовью относится к великому духовному наследию Новгородской земли, занимавшей в средние века огромную территорию Русского Северо – Запада. Чтит ее церковные традиции, изучает ее историю, усердно молится ее подвижникам благочестия. При этом он остается представителем Московской Руси с ее мощным централизаторским потенциалом. Синтез действительно получился очень глубоким, гармоничным. Если говорить об о. Александре как о лекторе, то можно отметить следующие особенности: громкость звучания голоса и четкая дикция. Сдержанный юмор, мягкость и подчеркнутая доброжелательность. Впервые увидев его на трибуне можно было подумать : «батюшка с такой архаичной внешностью начнет сейчас « сыпать» церковно - славянизмами». Но нет. Речь современная, хорошо поставленная и грамотная. Неожиданным был такой момент: за все время своего выступления лектор практически ни разу не взглянул на аудиторию. Не то, чтобы он сидел опустив голову и это было очень заметно – нет, это не очень бросалось в глаза, так как о. Александр был в очках. Казалось, что он мысленно передвигался в полумраке библиотеки и точным движением руки извлекал нужную книгу, а в ней нужную страницу. Впрочем, контакт с аудиторией несомненно был. В зале царила абсолютная тишина, все внимательно слушали. Обилие вопросов по окончании выступления свидетельствовало о том, что оно вызвало живой интерес. Еще я подумал: а зачем лектору смотреть в лица слушателей? Во время проповеди, например, это очень отвлекает. И здесь – посматривал бы лектор на слушателей – у одного вместо бороды «плевок» на подбородке, а у другого вообще – « скобленое рыло». У меня может полумантия перекосилась и т. д. – все ведь это отвлекает, теряется нить, « мысля уходит».
В прошлом году старообрядческая община Новгорода, возглавляемая о. Александром, получила в пользование строения площадью около 1000 кв. м. вместе с храмом в честь Пророка Ильи. Здесь был жилой дом, в котором масса перегородок. Храм обезглавлен. Подклети в ужасном состоянии. Энергичный священнослужитель намеревается устроить здесь
Духовно – культурный центр. К сожалению, пока нет финансирования. Видя целеустремленность досточтимого настоятеля, как то верится, что намеченные планы будут воплощены в жизнь и что планируемый Центр будет одним из крупнейших очагов духовного просвещения на Руси.

Ну, а полную аудиозапись этого выступления: https://vk.com/wall14038652_1653 ... конечно лучше слушать, взирая на виды новгородские:
Оригинал взят у xotaka в ПРОГУЛКА ПО ПАРЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
Путешествуя прошедшим летом по окрестностям Северо-Западного региона, мы с Людой tvoja_lubov, в привычном уже беге а-ля "галопом по европам" осмотрели ряд исторических достопримечательной Великого Новгорода, посетив церкви, монастыри и знаменитый Новгородский кремль - Детинец. День выдался жарким и солнечным, отчего белесые стены культовых сооружений, казалось, сияют отражённым светом на фоне ярко-голубого неба и зелёного ковра под ногами.
Итак: небольшая фотопрогулка по Великому Новгороду...

(на фото Знаменский собор в Великом Новгороде)

Церковь Петра и Павла в Кожевниках



Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год) — одноглавый четырёхстолпный новгородский храм на Звериной (Бредова) улице в Великом Новгороде, у южной части Зверина монастыря. Построена на средства ремесленников-кожевников, на месте пострадавшей от пожара в 1384 году деревянной церкви 1227 года. Сложена из блоков известняка и кирпича и не оштукатурена. Фасады декорированы выполненным из кирпича орнаментом. В настоящее время в здании церкви расположен музей, а все иконы из церкви Петра и Павла хранятся в Новгородском Историческом музее в кремле.
В 1930-х годах была снесена церковная колокольня.
Во время Великой Отечественной войны была сильно разрушена, восстановлена в 1959 году , авторы реставрации Л. М. Шуляк, Г. М. Штендер. Благодаря им церковь Святых  Петра и Павла в Кожевниках считается одной из наиболее точно воссозданных после Великой Отечественной войны новгородских домосковских средневековых храмов.
(оригинал текста в Вики)

Новгородская церковь Петра и Павла в 1992 году внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Потом прошлись мы вдоль стен Детинца по узкой и извилистой тропинке, бегущей по вершине рукотворного холма, на котором стоит кремль. Новгородский Детинец внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.





У стен Детинца расположен памятник воинам, державшим оборону города во время Великой Отечественной войны.



После чего прошлись по мосту, осмотрели Ярославово Дворище и Торг и доехали до церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Этот храм в построен в 1374 году и знаменит тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека, выполненные им в 1378 году.

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.
Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.
Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 год.

(оригинал текста в Вики)



На знаменитые фрески прославленного Феофана Грека в очередной раз посмотреть нам не удалось: это не первый мой приезд в Великий Новгород, и опять церковь была закрыта - дело в том, что сохранности фресок предприняты все необходимые меры, а значит посмотреть на них можно не просто в часы работы музея, а в часы работы + правильный влажностно-температурный режим и погодные условия на улице. Ну что ж, будет повод вернуться!
Эта церковь, как и многие другие в Великом Новгороде, внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А ещё мы заглянули за ворота Знаменского собора, расположенного буквально в паре шагов от церкви Преображения.



Заложен в 1682 году на месте разобранного храма XIV века — церкви Знамения Божией Матери.
Инициатором и организатором постройки храма для хранения в нем заветной святыни Новгорода — иконы Божией Матери, получившей наименование «Знамение», выступил митрополит Корнилий. Собор сооружался на средства Дома Святой Софии. В каменных работах принимали участие московские стрельцы. Плотницкие работы выполнили две артели новгородских плотников.
Собор освящён 20 ноября 1687 года митрополитом Новгородским и Великолуцким Корнилием. В 1696 году храм горел, после чего был отремонтирован. В 1699 году в главном алтаре и приделах были установлены иконостасы. Их резные рамы были исполнены в технике сквозной («флемованной») резьбы. Известны имена двух резчиков, принимавших участие работе: Иван Тимофеев и Василий Кобылинский. При митрополите Иове в 1702 году был создан ансамбль стенных росписей. Для росписи наняли артель костромских иконописцев во главе с Иваном Яковлевичем Бахматовым.



Традиционный для среднерусской архитектуры XVII века четырёхстолпный, трёхапсидный, пятиглавный храм с подклетом и 2-этажной обходной галереей. Фасады основного объёма разделены лопатками и завершены ложными закомарами, украшенными живописью. Под закомарами помещён фриз, рисунок которого, «павлинье око», характерен для памятников Москвы и Костромы. Окна украшены скромными наличниками, сложенными из фигурного кирпича. В украшении галереи использованы изразцовые пояса.
Собор неоднократно перестраивался и до некоторой степени утратил свои первоначальные формы. Известно, что он ремонтировался после пожара 1745 года. Ремонтные работы осуществлялись также в 1844—1845 годах на пожертвования графини А. А. Орловой-Чесменской. В результате перестроек изменена форма покрытия основного объёма и западного крыльца, утрачено южное крыльцо при входе в паперть, перестроено северное крыльцо при входе в паперть, перестроено северное крыльцо, полностью утрачена роспись на барабанах. Первоначальная настенная живопись оказалась под несколькими слоями записей.



Большие повреждения собор получил в годы Великой Отечественной войны. Немецкие войска использовали его как казармы. Резные рамы иконостасов, по видимому, были сожжены. Большая часть икон вывезена и судьба их неизвестна.
Огромную работу по восстановлению и реставрации собора проделали работники Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (НСНРПМ). В 1950-е годы был проведён комплекс аварийно-ремонтных работ, в 1960-70-е выполнены реставрационные работы под руководством Г. М. Штендера. Работы по спасению живописи, начатые после войны московскими художниками Г. С. Батхелем и В. Г. Брюсовой, с 1974 года были продолжены бригадой художников НСНРПМ.



Знаменский собор так же входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Зодчество, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Москва, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Псков, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments