o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Наши сибирские и Кондопога



Как-то захотелось объединить два сюжета, внутренне единых, а в реале, увы, разделённых (в смысле, не поют как дОлжно в храме, что ниже; но какой же он красивый!:)):
Оригинал взят у an_emelyanov в Барнаульская зима
Первый материал об этом событии был размещён здесь: http://altaistarover.ru/news/news-rpsc/46-rozhdestvenskij-kontsert-dukhovnykh-pesnopenij-v-barnaule#
Думаю, что уже можно подытожить наше большое барнаульское мероприятие, которое прошло в январе сего года. Одним разом представили и фотовыставку "Алтай. Природа. Староверы" - благодарность А.К. Холмогорову; выставку старинных рукописных и старопечатных книг - благодарность о. Николе Думнову, ну и программу "Песнь православной зимы" хора певчих старообрядческих приходов Сибири - благодарность всем певцам!
Ну а по всеобщей подготовке, организации и проведению мероприятия, а также за информационную поддержку - благодарность Анне Владимировне Лычагиной!
Вот материалы, которые вышли в алтайских СМИ. Теперь я их объединяю в одном месте, чтобы память была "недефрагментированной"!)):
газета "Московский комсомолец"
http://brl.mk.ru/articles/2015/01/26/na-altae-proshel-khorovoy-koncert-raspevy-svyatoy-rusi-s-uchastiem-staroobryadcev-foto.html?_utl_t=vk
газета "Вечерний Барнаул"
http://info-vb.ru/news/2015/01/30/vb-pesni-pravoslavnoi-zimy-ispolnili-v-barnaule
Говорят, в "Алтайской правде" тоже был материал, но мне на глаза он не попался. Буду благодарен за подсказку и помощь в поиске.
И два видеосюжета. Второй - так просто здорово!
http://www.youtube.com/watch?v=-oGVQqaqX1A&feature=youtu.be
http://www.youtube.com/watch?v=bzl6horYiOk&feature=youtu.be
Это репортаж телеканала "Катунь 24".
Ну вот, теперь можно вспоминать, смотреть, читать и ...ждать. Чего, спросите вы? Открою небольшой секрет. Ныне фрагментарно исполненная программа "Песнь православной зимы" скоро выйдет на CD-диске. Записывали мы её не из залов, не с выступлений, а нарочито для диска. В настоящее время идёт сведЕние записи и разрабатывается дизайн обложки. Бог даст, успеем сделать тираж к празднику свв. Жен-мироносиц. Как говорится, следите за информацией!


Оригинал взят у xotaka в УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНДОПОГЕ
После Марциальных вод, о поездке куда я недавно писал, помчались мы с Людой tvoja_lubov в город Кондопога, что в Карелии. Как обычно, из-за постоянного цейтнота, посмотреть на сам город нам не удалось, разве что только из окна автобуса бросить пару взглядов направо да налево, зато удалось выкроить около двух часов для детального изучения, пожалуй, главной достопримечательности этих мест - Церкви успения пресвятой Богородицы, выстроенной на самом берегу Онежского озера в далёком 18 веке.

Итак: Церковь Успения Пресвятоой Богороодицы (Успеенская церковь) — православный храм в городе Кондопога Кондопожского района Республики Карелия. Церковь расположена в исторической части города, в бывшем селе Кондопога, на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу.


Успенская церковь является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Во время православных праздников в церкви проводятся службы, в основном в летнее время. По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».
В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов.

Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.
Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану.
Рядом с Успенской церковью стояли ещё два деревянных здания, которые исчезли в советское время, — зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век).
В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.
Храм был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к прионежской школе шатрового зодчества. Церковь была построена в память о погибших участниках Кижского восстания 1769-1771 г., в котором принимали участие и крестьяне Кондопожской волости.
(полный текст о Кондопожской церкви успения Богородицы в Вики здесь)

Первое письменное упоминание о церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Кондопога относится к 1563 году. Она была построена на границе земель четырех новгородских боярских земель, поэтому и шуйские, и кижские крестьяне относили ее к своему погосту. Однако уже к 1583 году церковь перестала существовать, согласно свидетельствам она была сожжена шведами во время Ливонской войны.
В 1585 году на месте разрушенной святыни была возведена новая деревянная Успенская церковь. Интересен тот факт, что в этом храме было 3 алтаря, это не было характерно ни для предшествующей, ни для последующей построек. Исследователи объясняют этот факт значительными разрушениями в окрестных деревнях и вероятным объединением крестьян для возведения нового общего храма. Основной придел был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, в то время как боковые могли быть посвящены другим почитаемым святым.
На рубеже XVII века земли, на которых располагался храм, и близлежащие угодья были переданы Вашеосгровскому монастырю. В этот же период по Прионежью прокатилась новая волна смуты. Земли подвергались набегам шведов и тихвинских казаков, первые были призваны Василием Шуйским для помощи в войне с Польшей, вторые поддерживали притязания лжегосударя на престол. Скорее всего вторая Успенская церковь была так же варварски уничтожена, как и первая.
В писцовых книгах 1616-1619 годов встречается описание третьего храма в Кондопоге. Упоминается теплая шатровая церковь с трапезной и колокольней. Исходя из этого, можно утверждать, что в начале XVII века церковь Успения Пресвятой Богородицы стала центром общественной жизни крестьян Прионежья. Наличие трапезной говорит о том, что здесь собирался волостной мир для решения вопросов общины и обсуждения государственных дел.
XVIII век стал периодом расцвета для Кондопоги. В 1714 году встречается первое упоминание о Кондопожском погосте, как о самостоятельной единице. Во второй половине столетия здесь пролегал путь на Олонецкие заводы, из Тивдии и Белой Горы на кораблях перевозили мрамор в Санкт-Петербург, а также сырье для металлургических предприятий Петрозаводска.
Датой строительства четвертой церкви, дошедшей до наших дней, считается 1774 год. Новый храм был построен также на средства прихожан, имел высоту 42 метра и вполне мог выполнять функции своеобразного маяка на берегу Чупской губы, подавая сигналы кораблям, идущим по Онежскому озеру. Интересен тот факт, что это вторая по высоте сохранившаяся деревянная церковь, первая находится в селе Пияла Архангельской области.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой распространенный в русском зодчестве тип конструкции «восьмерик на четверике». На кубический сруб в нижней части установлены 2 восьмигранника. Церкви присущи характерные черты храмов прионежского типа: расширение основного объема к верху и декорированный фронтонный пояс, опоясывающий восьмерик. С восточной стороны к четверику примыкает прямоугольная алтарная апсида, с западной — просторная трапезная. С юга и с севера на паперть ведут 2 резных висячих крыльца, которые придают зданию дополнительный объем.

Интерьер Успенской церкви имеет 2 выраженные зоны. Первая — трапезная, простая и широкая, с массивными резными деталями. Ее своды опираются на два крепких столба, напоминающих фигуры атлантов, которые задают основной тон. Помещение трапезной дополнено разными скамьями вдоль стен. Вторая зона — алтарная, в которой доминантой является пятиярусный барочный иконостас и расписной потолок «небо».



Иконописный свод Успенской церкви представляет особую художественную ценность, так как является единственным сохранившимся образцом «Божественной литургии» в действующем храме.
В центральном круге «неба» изображен образ «Христос Великий Архиерей», а вокруг него в 16 треугольных иконах — шестикрылые серафимы и ангелы в дьяконском облачении.



Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей».Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.


В XIX веке ансамбль Успенской церкви был дополнен двумя постройками. В 1829-1831 годах на расстоянии 14 метров от храма была возведена деревянная восьмигранная колокольня высотой 42 метра. Спустя четверть века в 1857 году комплекс довершила деревянная зимняя церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
После прихода советской власти в Кондопогу в 1918 году Успенская церковь утратила религиозное значение и получила статус памятника архитектуры. В XX веке она пережила целых 3 реставрации: в 1927, 1950-х и 1999 годах и была признана памятником государственного значения. Однако не всем постройкам ансамбля так повезло. По воспоминаниям местных жителей в 1934-1935 годах была разобрана колокольня, все колокола сняли и вывезли, лишь один остался на скотном дворе. Судьба остальных неизвестна. Что касается церкви Рождества Богородицы — ее закрыли в 1929 году и до Великой Отечественной войны использовали в качестве зерновых складов колхоза и как клуб. В 1960-х годах здание зимнего храма разобрали. Таким образом от целого комплекса уцелела лишь церковь Успения Пресвятой Богородицы.

(оригинальный текст о Кондопожской церкви здесь)

В наши дни реставрационно-восстановительные работы продолжаются.













Ну и последнее: помните, что вход на территорию церкви-музея платный, фотосъёмка оплачивается отдельно:



После осмотра этого замечательного сооружения (мне всегда нравились строения из дерева) мы поехали дальше, за новыми впечатлениями от чудесной в это время года Карелии... Но это тоже уже совсем другая история! :)
Tags: Богослужение, Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Историческая Новгородчина, История старообрядчества, Итоговое, Обзоры Сети, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments