o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Староверы Причудья

Вот такой Вам подарок во 2-ю Неделю Великаго поста (ссылок на сие нигде в Сети не встречал:)):
Оригинал взят у tvoja_lubov в Староверы Причудья - Луковые Русские
Причудье - это земли около Чудского озера. Сюда мы заехали (в рамках блог-тура по Эстонии), чтобы побывать в музее старообрядчества, который был создан в деревне Большие Кольки в  1999 году по инициативе старейшины Причудской волости Нины Иосифовны Бараниной, экспонаты для которого собирали всей деревней, и в Туристическом центре Причудья.

IMG_4540

Деревня Колкья - центр волости Пепсияяре Тартусского уезда в Эстонии. Нынешняя Колкья образовалась в результате фактического слияния двух русских деревень - Большие Кольки и Малые Кольки. Первые письменные сведения о ней относятся к 1592 г. После произошедшей в 1652 г. церковной реформы Никона и свершившегося в 1666 г. церковного раскола, тысячи россиян вынуждены были сниматься с насиженных мест и идти за верой в новые земли, где им не будут мешать верить в своего бога. Русские староверы верны своей вере, которая остается непоколебимой с Х века, с крещения Руси. Старообрядцы не признают введенные патриархом Никоном изменения в облачении и литургических текстах. После церковной реформы староверы были объявлены царским указом вне закона — их дома и церкви сжигали вместе с людьми, приверженцев старой веры заточали в тюрьмы.
Староверцы начали селиться в Причудье в конце 17-го, в начале 18-го века. Как и в других местах, куда бежали християне от гонений, им позволялось брать непригодные земли... тут были сплошные болота. Многие дома и даже старообрядческий храм построены на плотах, поскольку кругом клюквенные болота, да и озеро может показать свой норов. Вода — вот главная причина, по которой в здешних краях грядки в огородах копают (каждый член семьи своей лопатой) таким образом, чтобы они получались высокими. Высокие, как говорят в Причудье, гряды объясняются и еще одной причиной: между ними — в межугрядке — должна поместиться вся сорная трава, которую выпалывают летом. На следующий год новые грядки копают таким образом, чтобы они получились на месте межугрядка. Лук на такой грядке наливается соком, а хозяевам не приходится голову ломать, что делать с компостом. Именно за умение возделывать лук, староверов стали называть "луковые русские". По преданию это тот самый лук, то немногое, что удалось вывезти с собой из России.

IMG_4536

Староверы отказались от всех сакральных символов, за исключением крещения, исповеди и похоронного обряда. Их общины самостоятельны, обязанности священ­ника исполняет выбранный общиной наставник, которым может быть и женщина. Однако исповедовать может только мужчина.
К примеру, крестятся староверы двумя пальцами. Они также продолжают использование древнерусских переводов религиозных текстов и не прибегают к полифоническому пению. До сих пор в школах изучают старинный способ записи нот "крюками". В иконографии они признают только иконы, написанные в старом византийском стиле, а во время религиозных служб, которые могут длиться несколько часов, прибегают к большому количеству поклонов и распростертых положений тела. Служба — строгая и торжественная — служится на церковнославянском языке.  В моленном доме дети стоят спереди, мужчины - слева, а женщины - справа и обязательно в платках. Платок не снимают практически никогда. причем его не завязывают, а закалывают булавками.

Надпись на странице: "Горки" - ключ к разумению Божественного пения. Это наглядное пособие, созданное на основе "горки" поморскиого происхождения. способствует лучшему восприятию последовательности и высоты "солей" (нот) при изучении знаменного пения."
IMG_4526

Некоторые из наиболее строгих староверов считают брадобритие большим грехом и также запрещают пить кофе и курить. Считается, что безбородым может ходить только холостяк. А мужчина в браке - обязательно должен иметь окладистую бороду. Хотя "в браке" - это не совсем правильно. Ведь брачного обряда не существует, а, значит, у староверов - свободные браки. Однако зачастую это союз на всю жизнь. Староверы, живущие на берегах Чудского озера, практически все находятся либо в родственным связях, либо в соседских или дружеских отношениях. Смешанные браки с представителями других народов или вероисповеданий для староверов большая редкость.

IMG_4534

Чай пьют обязательно из самовара. Обязательно с кусочком сахара, который закладывается за щеку. И сахар необычный - его здесь переваривают с молоком. Чай пьют помного - по пять-шесть чашек и обязательно перед едой. Весь чай травяной - из собранных летом трав. И наливать вам из самовара чай будут здесь до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх донышком. Было время, когда каждый пил из собственной «чис­той» чашки, гостям чай наливали в стакан. Те, что не хотели пить чай из стакана, приходили в гости с собственной чашкой. Рыбаки, возвращаясь с озера, тоже какое-то время ели из посуды для гостей, прежде чем доставали из шкафа свою чашку. Такой карантин имел смысл: не заразить близких чужими хворями.
IMG_4518

Детей называют по святкам, но это особое имя, которое знают только близкие. В миру имена другие. Крещение производится в воде из Чудского озера и проводится независимо от времени года, вода не подогревается, а ребенка окунают в нее три раза. "Правда сейчас", - рассказала нам Лилли Тараканов (именно так - не Тараканова) - экскурсовод в музее - "все же берегут малышей, в суровую зиму ждут потепления. Однако никто, кого крестили бы зимой, после этой процедуры не заболел."

IMG_4525

В музее воссозданы интерьеры дома начала 20 века. Сейчас, конечно, в домах есть и интернет с электричеством, проведен водопровод, есть стиральные машинки. Табу на бытовую технику нет. "Но, например, посудомоечную машину я ставить не стала. Тарелки и сама могу сполоснуть. Старообрядцам по вере положено трудиться." - говорит Лилли.

IMG_4519

IMG_4521

IMG_4527

IMG_4529

IMG_4531

IMG_4532

IMG_4533

IMG_4535

IMG_4558

Спальные места в доме узкие и короткие. Сатроверы говорят: "выспимся в гробу". Главное — не ширина кро­вати, а подушки. В старину го­ра подушек свидетельствовала о зажиточности семьи. Бело­снежные кружевные скатерти на столах, комодах, стульях, да­же на платяных шкафах, свя­занные хозяйкой, говорили о чис­топлотности. Как и светлые домотканые половики, ко­торых в каждом доме имелось по меньшей мере три смены, а у богатых — и десять смен.
Половики каждую неделю выбивали, недели через три переворачивали на другую сторону, а по истечении еще трех недель меняли на чистые.
IMG_4524

IMG_4528

IMG_4530

Здесь же в Колька находится туристический центр Peipsimaa ("Причудье" по-эстонски), который существвует уже 4 года. Здесь можно перекусить и отведать пирожков со знаменитым луком, напиться чаю из самовара, а в сезон отведать и ряпушки - местной рыбки, ставшей символом Причудья наравне с луком. Эту вывеску нарисовал Павел Григорьевич Варунин - председать поморской старообрядческой общины.
IMG_4541

IMG_4543

IMG_4545

А еще в Туристическом центре Причудья можно попробовать себя в различных мастер-классах и сделать что-то на память себе своими руками.

Наталья - в тот вечер гостеприимная хозяйка центра - объясняет нам как сделать свечу.
IMG_4547

IMG_4549

IMG_4551

После того, как у всех получилось по отличной свече,  мы принялись разрисовывать себе сумочки. Это очень увлекательное занятие. Ведь благодаря уже вырезанным трафаретам - даже если не умеешь рисовать - все равно получаются прекрасные рисунки.
IMG_4552

IMG_4555

IMG_4556

IMG_4559

IMG_4561

И в современном мире староверам Причудья удалось сохранить свою самобытность. Нессмотря на то, что сейчас в деревне Колька проживает около 900 человек это вовсе не означает, что деревня вымирает. Просто сейчас у многих есть квартиры в Тарту. Молодежь учится и работает там. А в деревню люди возвращаются, когда выходят на пенсию. После вхождения в ЕС был запущен и воплощается ряд проектов по реставрации книг, икон, ремонта храмов. Наряду с этим, от русских организаций Эстонии только организация староверов была приглашена и является членом Европейского "Бюро языков национальных меньшинств в Эстонии (EBLUL)". Также причудские староверы активно поддерживают связь и с российскими общинами. Многие из Эстонии ездят учиться в религиозные училища и академии в Петербурге и наоборот, в Эстонию в летние лагеря приезжают из России.

P.S.: дониконовский Введенский женский монастырь в Тихвине: http://russiantowns.livejournal.com/4563852.html
"варандей" на Светлояре: http://varandej.livejournal.com/725530.html
Tags: Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Обзоры Сети, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Ледоход под Лествичника

    Моё вчерашнее фото апрельского Волхова у кремля ... сделанное на фоне осознания того, что вместе с этим льдом уплывает 51-й год жизни ... и…

  • Отдание с Илиею

    С Отданием Благовещения и памятью св. Архистратига Гавриила! Предлагаю посмотреть интересный видеорассказ о новгородской улице Славная, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments