o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Историческая безграмотность Стерлигова:(

Благодарение Господу,МАриино стояние благополучно совершилось:)
Но продолжается, пожалуй, вечное противостояние Церкви и еретиков. В частности, недавно у меня уже была ссылка на видеовыступление нашего священника Михаила Родина ( http://mrodine.livejournal.com/ ) против новоявленного лжеучения небезызвестного Германа Стерлигова. Собственно, вот оно: https://youtu.be/15v3q4tFJ4Q
Герман Львович изволили ответить: https://youtu.be/2PaAjilPlEg
Возражение, как и следовало ожидать, аргументировано слабо, в стиле "вы всё врёте и вообще сами такие", без ссылок на серьёзные источники:(
Справедливости ради, источниковедческое обоснование слабовато и у о. Михаила.
Попробую хотя бы отчасти восполнить этот недостаток.
Итак, один из краеугольных камней стерлиговских мудрований - "Русская Церковь впала в ересь, так как в 1589 году вступила в евхаристическое общение с Греческой Церковью, приняв от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова, тогда как греки так и не отвергли Ферраро - Флорентийскую унию 1439 г. и по сути оставались в единстве с латинами".
Про то, что реально уния была всё же отвергнута, о. Михаил говорит, правда, упоминая в этой связи лишь один из нескольких бывших по данному вопросу Соборов XV столетия.
Аз же заострю внимание на бесспорных исторических фактах церковного общения Руси с православным Востоком в период 1439 - 1589 гг., когда, по Стерлигову, Русь якобы "разорвала духовные связи" с б. Византией из-за унии.
Простое перечисление некоторых событий (источник информации - в конце):
- 1441 и 1443 гг.: великий князь Василий Васильевич дважды письменно обращается к Константинопольскому патриарху Митрофану с просьбой благословить поставление нового митрополита всея Руси русскими епископами вместо изгнанного униата Исидора. У еретика просил благословения?:);
- 1452 г., июль, великий князь Василий Васильевич извещает грамотой последнего византийского императора Константина о самостоятельном поставлении русскими митрополита Ионы и просит у монарха прощения за это действие, совершенное без участия представителей Константинопольского Патриархата. Грамота сохранилась, там есть такие слова: "Церковь наша руская - святейшая митрополия руская от святыя Божия вселенскыя съборныя и апостольскыя церкви Премудрости Божия святыя Софея цариградскыя благословение требует и ищет,въ всем по древнему благочестью повинуется ей,и тот наш отец,Киевскый и всея Руси митрополит кир Иона, по томуж всяческы требует оттоле и благословения и съединения развие нынешних новоявлешихся разгласий". Перед еретиком извинялся?:);
- 1454 г., лето, в Москве принимают и награждают милостыней цареградского митрополита Игнатия, который привозит послание от Константинопольского патриарха Геннадия Схолария. В ответной грамоте митрополит всея Руси Иона пишет: "Да пожалуй,господине,еще покажи к нам свершенную свою духовную любовь:обошли сына моего,великаго князя послом, честным твоим писанием о всем и укреплении и в душевную пользу великому нашему Православию и за Божию Церковь и за святительскую нам честь".Так обращаются к еретикам?:);

- 1462 г., Иеросалимский патриарх Иоаким направляет отпустительную (с разрешением от грехов) грамоту великому князю Василию Васильевичу. От еретика князь разрешения себе просил?:) ;
- 1464 г., митрополит всея Руси Феодосий направляет окружную грамоту новгородцам и псковичам с благословением собирать милостыню на храм Гроба Господня в Иеросалиме (еретикам что ли собирали?:));
- тот же год, 4 апреля, событие связано с предыдущим: митрополит Феодосий с собором русских епископов рукополагает в Москве в митрополиты Кесарийские Иосифа, родственника патриарха Иеросалимского. Сохранилась даже ставленная грамота, выданная Феодосием Иосифу. Еретика что ли поставили?:);
- 1480 г., Иеросалимский патриарх Иоаким направляет благословенную грамоту митрополиту всея Руси Геронтию. От еретика митрополит принял благословение?:);
- 1515 г., русский посол в Константинополе Борис Голохвастов получил от великого князя Василия Ивановича наказ посетить патриарха и просить его молить Бога о здравии князя и обо всем православном християнстве. От еретиков молитв просили?:);
- тот же год, великий князь отправляет послов на Афон с богатой милостыней во все тамошние монастыри, с просьбой прислать в Москву учёного старца Саву. Вместо него прибывает преп. Максим Грек, которого встречают с великой честью, поселяют в кремлёвском Чудове монастыре и питают из царской трапезы. Так относятся к еретикам?:);
- 1519 г., в Москве принимают и одаривают щедрой милостыней делегацию иноков Синайской горы во главе с греком старцем Климентом из рода Палеологов. Проживали они в Чудове монастыре в Кремле. Еретиков приняли и ущедрили?:);
- 1539 г., исповедание веры, произносившееся при поставлении митрополита всея Руси Иоасафа: "Во всем последую и по изначальству согласую всесвятейшим вселенским патриархом, иже православне дръжащим истинную и непорочную християнскую веру,от святых апостол уставленную и от богоносных отец преданную". В верности еретикам клялся?:);
- 1548 г., благословенная грамота Иеросалимского патриарха царю Иоанну Васильевичу. В ней, в частности, упоминается шуба отца государя, великого князя Василия, которую ранее царь послал в Иеросалим. Еретика что ли шубой одарил?:);
- 1558 г., царь Иоанн Васильевич принимает благословенную грамоту Александрийского патриарха Иоакима и Синайского архиепископа Макария;
- 1559 г., сентябрь, царь Иоанн послал на Восток софийского (вероятно,Софии Новгородской) архидиакона Геннадия и купца Василия Позднякова с тем, чтобы они побывали у всех восточных патриархов и во всех святых местах. С ними были посланы царские грамоты ко всем патриархам и милостыня. К еретикам послал?:);
- сентябрь 1562 г., царь Иоанн Васильевич Грозный через прибывшего в Москву митрополита Евгрипского Иоасафа получает благословенную грамоту Константинопольского патриарха, в которой признаётся законность венчания государя на царство. За этой грамотой в б. Цареград был специально послан суздальский митрополит Феодорит, с грамотой от царя и милостыней. От еретиков что ли просил подтверждения своего титула правитель, "Лицевой летописный свод" которого переиздал недавно г-н Стерлигов?:);
- 1571 г., царь Иоанн направил грамоту и милостыню Синайскому архиепископу Евгению, на помин души царицы Анастасии и брата царя. У еретиков молитвы просил?:)
- 1584 г., царь Феодор Иоаннович через посла Бориса Благого известил о своём вступлении на престол всех восточных патриархов. Еретикам сообщил?:);
- 1586 г., в Москву приезжает за милостыней Антиохийский патриарх Иоаким;
- тот же год, визит в Москву Охридского архиепископа (фактически болгарского патриарха) Гавриила, с ещё двумя епископами, архимандритами,архидиаконами и 12-ю слугами. Размещаются на подворье Богоявленского монастыря, получили богатую милостыню. Опять еретиков приветили?:)

Источники информации (там же масса ссылок на архивы и публикации):
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви.Т.3.М.,"Общество любителей церковной истории",1997
Каптерев Н.Ф. Собр. соч. в 2-х тт., М., "Даръ",2008

Вывод из изложенного выше простой: поставление патр. Иова в 1589 г. от Константинопольского Иеремии было не каким-то "новшеством", как утверждает Стерлигов, а простым продолжением тех отношений Руси и б. Византии, к-рые сложились задолго до этого.
Конечно,с Германом Львовичем, как сектоначальником, спорить бесполезно (писал как-то в его блоге о праздновании Пасхи, результат был = 0), но для сведения более здравомыслящих, будет, полагаю, небезполезным ...

UPD от 28.03.15, Герман Львович изволили мне возразить (причислил меня к МП, не заметил цитат из источников и т.д., короче, ничего неожиданного): https://vk.com/g.sterligov?w=wall190311096_3564
И ещё, люди напомнили: в 1472 г. состоялось венчание великого князя Ивана Васильевича 3-го с гречанкой Софией Палеолог, и ничего не известно о том, что в Москве её принимали через какой-то чин, как будто от некоей ереси.
А вконтакте есть группа "Анти Стерлигов": https://vk.com/club83404612 :)
Tags: Великий Новгород, Ереси, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Москва, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Псков, Святая земля, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 160 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →