o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Книжное на Казанскую




Наступило осеннее празднество в честь Казанския иконы Пресвятыя Богородицы, "избавления ради царствующаго града Москвы от Литвы" в лето 1612-е, оно же День народного единства. Обращённый, таким образом, по сути в начало XVII столетия, он как бы призывает всех празднующих к сугубому обращению к истории и культуре того времени, а также, так сказать, сопредельных веков. Вчера откликнулся на сей призыв, посетив открывшуюся недавно в т.н. Лихудовом корпусе Новгородского кремля выставку редких рукописных и старопечатных изданий из собрания нашего музея-заповедника. Некоторые результаты предлагаю Вашему вниманию. Кстати и птичка внезапно в кадр попала:)
Стенд с общей информацией по теме:



Витрины с древнейшими экспонатами в одном из всего двух выставочных залов:



Фрагменты литургических текстов домонгольского периода:



Плохо получившаяся берестяная грамота со стихерой из службы Царских часов в навечерие Рожества Христова:



Рукописные Евангелия XIV - XVI вв.:



Иноческие поучения того же времени (вверху справа,понятно, "Лествица"):



Летописи и другие исторические труды:



К библейскому летописцу XVIII в. прилагается карта неба с созвездиями:



Евангелия - апрАкосы, составленные в порядке литургических чтений, начиная от Иоанна, бытовали лишь в рукописном виде:



Монастырские синодикИ, как бы большие поминальные книжки, ведшиеся порою целыми столетиями:



Жития святых, преимущественно новгородских, и службы им:



Св. Андрей Цареградский, Христа ради уродивый, зрит в видении преисподнюю:



Далее о начале эпохи печатного станка.
Анонимное Евангелие, фёдоровские Апостол и Острожская Библия:



Знакомые многим из молящихся по-дониконовски московские Служебник, Триодь и первое издание Большого Устава, начала - 1-й пол. XVII в.:



Представлены и примерно те же по времени выхода издания православных Речи Посполитой, нынешней Украины и Литвы.
Киевский Служебник 1629 г.:



Впечатляют подробность указаний и картинки ... но с московской традицией, перешедшей потом в практику старообрядчества, "стыкуется" не во всём ...

Львовский Октай 1644 г., тексты, насколько смог ознакомиться, практически идентичны аналогичным московским того же времени, доселе употребляемым старообрядцами:



Ещё одну книгу "из той же оперы" детальнее покажу чуть позже.

Немного для оживления, инсталляция из старинных ларцов и кресла:



Теперь никоновское и после.
Редчайшие книги из типографии Валдайского Иверского монастыря:



Жаль, нет "Часослова" оттуда же, напечатанного после пресловутой реформы (было аж два издания), говорят и пишут, в дореформенной орфографии ... Как-то хочется проверить, а не легенда ли это ... но возможности пока не представилось:)

Опусы Симеона Полоцкого (слева) и подборка немногих вО время оно книг светского содержания:



Среди последних - достаточно известный переведённый с немецкого и богато иллюстрированный учебник военного дела (ещё, между прочим, дониконовский:)):



А ещё говорят, мол, только царь Пётр вводил в России западные армейские моды ...

Отдельно - о представленном, как сейчас говорят,в цифровой интерактивной версии, виленском Часовнике кон. XVI в. (названный во владельческой записи Звадский или Взвадский монастырь находился в окрестностях новгородских (с.Взвад на берегу оз. Ильмень близ Старой Руссы), был разорён шведами в ту самую Смуту, что ныне поминаем, и более, считается, не восстанавливался): :



Образец оформления и шрифта (кое-где печатные листы утрачены и заменены рукописными; заметные справа слова великопостной молитвы св. Ефрема Сирина несколько отличаются от московской дораскольной версии):



Интересными оказались некоторые итоги мини-изыскания на тему насколько содержание книги сея соответствует аналогам, принятым в староверии.

Очень многие тексты абсолютно идентичны московским дораскольным, хотя православное Вильно в духовно-административном плане, напомню, входило тогда в Константинопольский Патриархат.
"Богородице Дево радуися" на вечерне:



Символ веры, с Духом Истинным и Животворящим и пр.:



Пресловутое моление за власти, тропари в начале утрени содержат прошения по сути о православных феодалах польско-литовского подданства (потом князей зачеркнули, вписали царя, затем перечеркнули и его; неужто по сей книге молились и после февраля 1917-го?:)):



Примечательны указания о пении 12-ти "Господи помилуй" вместо ектении при службе без священника, а также о возгласе "Слава Святей ..." абие (т.е. сразу же) по ектении. Именно так делают до сих пор староверы - "поповцы", тогда как беспоповцы, насколько знаю, поют "Господи помилуй" лишь 9 раз ...

Последний тропарь (см. слева) несколько завуалированно взывает к Богу о польском короле-католике, а справа упоминается ектения "за царя",т.е., вероятно,за него же:



Последние два стиха "Аллилуии", что вместо "Бог Господь", не встречались мне в старомосковских изданиях (также слева):



Великая павечерница (нефимон), велено петь "ЗА нас грешных", а не "О нас", как в московском варианте:



Там же, вместо завершающей чин молитвы "Владыко многомилостиве", - малый отпУст (по московским Уставам он говорится здесь только при великопостных полиелеосах, т.е. особо торжественных службах),и внятное описание ОДНОГО последующего прощения, а не двух, как в московских книгах (два взяты из монастырского обычая, по которому отдельно прощались игумен и служАщий священноинок):



Именно одно прощение, как указано здесь, и бытует в современном старообрядческом богослужении.

Всё хорошо, не хватает только, пожалуй, книг церковно-певческих и, конечно, староверческих, в музее нашем, не секрет, имеющихся в изрядном числе. Быть может, со временем дополнят экспозицию?
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, История Церкви, Итоговое, Месяцеслов, Наука, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments