o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Праздник и интервью



В день Обрезания Господня и свт. Василия Великаго (см. https://vk.com/wall-93236855_534 ), с коим, конечно, поздравляю (как и со "Старым Новым годом":)), размещаю собственное интервью, вышедшее вчера в "Новгородских ведомостях" ( http://novved.ru/obshchestvo/39142-delo-proshloe-no.html ; помнят о нас грешных:)):

Дело прошлое, но...

Не та сера страшна, что на кончике спички

Отец Александр вроде никуда не спешит, но много куда и много в чем успевает. Как и подобает духовному лицу. Хотя такая особенность у них общая, круг забот все-таки бывает разным. И у иерея Александра ПАНКРАТОВА, настоятеля храма Иоанна Богослова на Витке новгородской общины РПСЦ, надо признать, круг этот очерчен весьма широко.
Будучи по светскому образованию историком-музееведом батюшка ведет большую просветительскую работу — выступает с лекциями в учреждениях культуры, а также перед студентами НовГУ. Ведет свой блог «Зряще из Нова-града».
Кроме того, он и в сугубо мирском смысле — отец. В семье Панкратовых — пятеро детей.
Наконец, как не вспомнить о его многотрудных хлопотах по восстановлению переданного старообрядцам храма Ильи Пророка на Славне?
При всем том иерей отец Александр всегда открыт для общения. Вот и на это интервью для «НВ» вскоре после Рождества ответил согласием. Но попросил не записывать его в уникумы:
— Слава Господу, в наши дни список городов и вузов, где мои единоверцы выступают с публичными лекциями, довольно велик — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь...

— Это сугубо просветительская задача или?.. Скажем так, вы считаете себя миссионером?

— В моем понимании это слово имеет негативный окрас. Просто слишком часто государство пыталось провести «миссию» по отношению к старообрядцам. Но не зря в народе говорят: невольник — не богомольник. Тут не политика, мы не собираемся выигрывать выборы. Процитирую нашего уважаемого президента, сказавшего, что главное — это потенциал. Старообрядчество существует, количество приходов, пусть не бурными темпами, но возрастает.

— Вас можно считать блогером?


— Со стороны виднее, как назвать. Лично для меня Интернет — это возможность общения с людьми, находящимися на большом расстоянии. Только и всего. Конечно, в сети много негатива. Всякие непотребства, вербовка в террористы. Как в Писании сказано: «Невинно вино, а проклято пьянство». И, с другой стороны, есть примеры, хотя их очень мало, когда кто-то присоединяется к нам благодаря Интернету. Кто пожелает, тот сам нас найдет. В рясе в университет не хожу, догматов не навязываю. Буду рад тому, если смогу развеять часть предубеждений и невежественных представлений о русском старообрядчестве.

— Часто встречается такое отношение?

— Довольно-таки. Например, прошлым августом Новгородское общество любителей древности провело субботник в храме Ильи Пророка. Восстановление же начинается с расчистки строительного и прочего мусора. Они нам тогда хорошо помогли. Потом до меня дошли и такие отголоски: «А вообще, христиане ли они?». Очень хочется, чтобы в древнем и любимом нами Новгороде такого не было, ведь он является нашим общим наследием. Я имею в виду и старо- и новообрядцев.
В августе же я знакомил с Новгородом отца Кирилла Сахарова, настоятеля Никольской церкви — это в столице, на другом берегу Москвы-реки от храма Христа Спасителя. Отец Кирилл — председатель Союза православных братств, священник синодальной церкви, но служит по старым обрядам. Со стороны Московского Патриархата — это шаг навстречу, поиск точек соприкосновения.

— И вы это цените?

— Безусловно!

— Тогда объясните, пожалуйста, такую вещь. Зайдя на ваш сайт и не очень удалясь по ссылкам, читаешь заголовки типа «Валаамское крюкоблудие», «Храм лжи и подлога»...

— Они принадлежат молодому человеку, некоторое время назад занимавшемуся сайтом Молодежного отдела Митрополии РПСЦ. При проявлении им склонности к радикализму и скандальности ему было отказано в благословении. Позиция Митрополии не имеет ничего общего с его личной. Мы — за добрососедские отношения с РПЦ и преодоление многовекового отчуждения.

— Однако строго на основе старой обрядности, которую не уступите.

— Диалогу это не мешает. Вообще говоря, исторический водораздел — это ведь проблема вовсе не какой-то формальной обрядности. Протопоп Аввакум был представителем массового течения своей эпохи, воспитанным на идее «Москва — Третий Рим». К середине XV века Россия осталась единственной независимой православной державой. В этом видели промысел Божий. И вдруг в ходе никоновской реформы «падшие» греки становятся нам учителями и судьями! Турецкоподданные, озабоченные тем, чтобы уговорить русского царя на освобождение Константинополя, а также как бы выпросить у него побольше «милостыни», дают советы, что в Русской церкви «не так»! Хотя ранее единокровные им иерархи, посещая Россию, высоко оценивали ее духовность. Так, Антиохийский патриарх Макарий признавал слабость Вселенской церкви перед нашей. Мол, мы, греки, не можем выстаивать таких служб, как русские. У них, наверное, железные ноги. Когда же пошло к тому, что мы должны стать, как греки, это не могло не вызвать чувства национального унижения. Что и выразилось в старообрядческом протесте.

— Не принижена ли отечественной историографией роль в церковной реформе царя Алексея Михайловича — Тишайшего?

— «Тишайший» — калька с титула германского императора. Перевод с латыни, подразумевающий всяческое благоденствие народа в годы правления оного государя. А вообще говоря — тоже кирпичик в здание абсолютизма. А в историографии у нас — более или менее нормально. Например, такой исследователь, как Борис Кутузов, прямо называет реформу никоно-алексеевской. Полагая, что именно царь был главным ее инициатором и идеологом.

— Почему? Уже не хватало железа в ногах?

— В то время уже действительно были случаи, когда какой-нибудь вельможа мог служителя, ревностно следовавшего канонам, побить. Известен случай, когда батюшка был выброшен за борт в Волгу за то, что не благословил боярского сына, брившего бороду (что считалось в то время грехом, как и считается теперь в старообрядчестве). Придет время, и Петр I вышвырнет «за борт» многие национальные обычаи. В нашей истории нередко побеждает то, что продавливается сверху. Бытует такая, с позволения сказать, «традиция»: портить людей по разнарядке из центра.

— Почему непременно портить?

— А как сделать общество нравственным, идя на поводу у человеческих слабостей? Это как с современным телевидением, когда нам лукаво говорят: не нравится передача — не смотри. Благодарение Господу, что нынешняя российская власть, несмотря на недовольство так называемых «либералов», принимает законы, направленные на укрепление здоровых нравственных устоев общества.

— Всякая власть от Бога?

— Это написал апостол Павел во время правления Нерона.

— Посланного народу, конечно же, за грехи.

— Вы хотите, чтобы я сказал вам иное? Да, Нерон подобен каре Божией. Притеснитель христиан, казнивший и самого Павла. Наша позиция: быть законопослушными гражданами своего государства. Но ровно до того рубежа, когда установления власти входят в противоречие с установлениями веры.

— С чем можно сравнить Русский раскол? Есть подходящие примеры в истории других европейских государств?

— Есть. Действия царя-реформатора находят параллели в действиях английского короля XVI века Генриха VIII, насаждавшего в Британии протестантизм. Та же остервенелая ломка старины, гонения на традиционалистов. Что касается каких-то консервативных религиозных групп... Есть старокатолики, есть старостильники — в православных Греции, Болгарии, Румынии. Но все это возникло в XX веке. Конечно, Русский раскол — наиболее масштабный и длительный.

— Как проявление национального характера.

— И это тоже.

— Старообрядцу особенно своя рубашка ближе к телу?

— Еще в XIX веке было замечено, что в отличие от других русских людей, старообрядцы не робеют, оказавшись за границей. Смотрят на все заморские особенности без восторга и презрения. Человек, глубоко укорененный в родной культуре, самодостаточен. Когда же корневая система истончается... Мы же видим, как сегодня Европа терпит от нашествия мигрантов. К чему это приведет?

— Нетолерантно рассуждаете.

— И далеко не только я, замечу вам. Как старообрядцы воспринимали технические новшества? Есть замечательное место на юге Одесской области, в устье Дуная, городок Вилково. Там издавна много старообрядцев. Рассказывают такую историю. Появились лодочные моторы. Рыбак спросил у священника: а не грех ли ездить на моторе? На что батюшка ответил: «Лишь бы не он на тебе!». Вот это — о корневых основах. Как апостол Павел пишет: «Все мне возможно, но не все полезно». Поэтому, продолжаю цитировать ученика Христова, — «Да ничем обладан буду», то есть не буду чем-либо порабощен. Мера восприятия новшеств — здоровый консерватизм. Через фильтр твердого мировоззрения.
Хотя в старообрядчестве есть и радикальные течения, которые строятся на полном отказе от современного. Это явление маргинальное, я считаю. Например, будто бы лампаду нельзя зажигать от спички. Спичка — это сера, а сера — это преисподняя. Есть беспоповцы, которые с тем и живут.

— А вы чиркаете?

— Приходится. Только мы от спички свечу зажигаем, а уже от нее лампаду.

— Так правильнее?

— Так удобнее. Спичка же сгорает быстро.

— Как относитесь к всевозможным пророчествам? Сейчас они на слуху в связи с событиями на Востоке. Якобы афонские старцы заранее знали о неминуемой новой русско-турецкой войне. Опять нам рукой подать до Константинополя?

— У греческих старцев тут очень давно имеется свой интерес. Эта константинопольская идея-фикс преследовала всех Романовых. Мега-империя, в которую вошли бы все православные народы. Многочисленные русско-турецкие войны. Пользу извлек только Запад. Ведь Турция в XVIII веке двигалась на северо-запад. Вену штурмовала! Россия, решая проблемы вселенские и, в общем-то, чужие, закончила известным печальным образом.
Знаете, я как-то прочел журнал «Старообрядец» от февраля или марта 1917 года. После свержения царизма настроения в обществе были апокалиптические. И такие пророчества написаны, что диву даешься, насколько наивны были их произносившие. Вот как бы и нам не оказаться в таком же положении. В Писании сказано: «Не ваше есть разуметь времена и лета, яже Отец положи своею областию». Христианин может лишь уповать, что в любой ситуации помощь Божия его не оставит.

— Вы продолжаете помогать единоверцам из других стран переехать на Новгородчину?

— Да, процесс идет потихонечку. Сейчас еще одна молодая семья готовится к переезду с Украины. Думаю, что это будет не последний такой случай. Как я уже не раз говорил, хотим при храме Ильи Пророка создать приют для старообрядцев — паломников и переселенцев. Это же несправедливо, что для мигрантов, нарушивших российские законы, существует центр временного содержания, а для людей, которые хотят переехать в Россию, никакого пристанища нет.

— А надо ли оголять Новороссию, о заселении которой побеспокоилась еще царица Екатерина? К слову, много старообрядцев тогда переехало на юг.

— Что надо, что не надо — это риторика. А территории, откуда сегодня люди стремятся уехать, находятся в других государствах. Хотя, надо сказать, там и по сию пору наших единоверцев довольно много. Есть приходы и в Донецкой, и в Луганской областях. Есть жертвы, к сожалению. Но сами храмы, даже будучи в эпицентре боевых действий, по милости Божией не пострадали. Молитвенно мы с ними — нашими по духу людьми. Так было и в прошедший праздник Рождества Христова.

— Что бы вам хотелось пожелать читателям «НВ»?

— Хочу поздравить всех с новым гражданским годом, с Рождеством. Независимо от вероисповедания всем — мира, добра и счастья! Чего же еще?..

Вопросы задавал Василий Дубовский.

Ну и без других интересных ссылок, как водится, не обойтись:)

Агафья Лыкова в больнице: http://lenta.ru/news/2016/01/14/anchoress/
Интервью о.Андрея Марченко (РДЦ): http://ruvera.ru/articles/protoiereiy_andreiy_marchenko_interviu
Выставка староверческой иконописи в Эстонии: http://etvpluss.err.ee/v/kultuur/rabarber/videod/76269d8c-baa4-49a3-bf0e-c8f7454e2a45/ob-ikonakh-i-ikonopistsakh#.VpdyJaBHnlE.vk
Выложена подшивка журнала "Старообрядцы" за 1908 г.: http://starove.ru/izbran/nizhegorodskij-zhurnal-staroobryadtsy-arhiv-podshivka-za-1908-god-v-pdf/
Рогожское под снегом: http://starove.ru/izbran/vladimir-sayapin-rogozhskoe-izdaleka-glazami-edoka-i-dazhe-rybaka/
Заснеженный Гороховец: http://dobriy-vasya.livejournal.com/402730.html
Такой же Толгский монастырь под Ярославлем (может уже и был тут,но пусть и ещё:)): http://monastyri-mira.livejournal.com/433635.html
О некоторых деталях Богоявленского чина освящения воды: http://ierej-vadim.livejournal.com/76830.html
Летнее путешествие по Вологодчине, часть 2-я: http://russkij-sever.livejournal.com/2024831.html
И 3-я: http://russkij-sever.livejournal.com/2025011.html
Смоленск-Псков, продолжение: http://pskov-land.livejournal.com/119866.html
Кинешма: http://russiantowns.livejournal.com/5022931.html
Малоизвестный древний храм в Крыму: http://arch-heritage.livejournal.com/2318989.html
В Подмосковье найден частный арсенал времён Грозного: http://starcheolog.livejournal.com/104618.html
Как строили Баальбек, против конспирологов-альтернативщиков: http://starcheolog.livejournal.com/104730.html
Секта "отрока Вячеслава": http://mysea.livejournal.com/2903505.html
Ещё "духовное" новшество, "праздничный агнец" на Рожество: http://pamsik.livejournal.com/156003.html
Что иногда принимают за "лик Богородицы": http://fishki.net/1810345-zhiteli-sela-dolgoe-vremja-poklonjalis-ssanym-razvodam-na-stene.html
Великий Устюг: http://russiantowns.livejournal.com/5025196.html
Яицкие казаки-староверы: http://mu-pankratov.livejournal.com/471437.html
Макарьев костромской,с древним монастырём: http://russiantowns.livejournal.com/5025749.html
"Художественный сокровища России",сайт выставки: http://xn--80adagfbaexs5aahhb5ajfno5b9gqb.xn--p1ai/
На сем прекрасном пока и завершу:)
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Зодчество, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Москва, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Псков, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments