o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Календарно - литургическая загадка и продолжение ответа



Продолжается Попразднество Сретения Господня, оно будет ещё и во грядущую Неделю мытаря и фарисея, вместе с началом постной Триоди (вот ведь бежит время:)). В связи с чем - любопытный казус из старопечатных церковных книг разных изданий. Вверху - главка из "Большого Устава" 1641 г. о пределах вышепомянутого праздника в связи с Триодным богослужебным циклом. Из коей ясно следует, что позже понедельника 1-й седмицы Великаго поста Сретение не прилучается никогда. Такой случай, кстати, бывающий раз чуть ли не в 100 лет, имел место не так давно, в 2010-м.
Тем поразительнее было обнаружить в Минее на февраль 1622 г., т.е. времён патр. Филарета, указ на случай, аще Сретение будет ВО ВТОРНИК(!) той же первой седмицы (за наводку признательность о. диакону Павлу Ксенофонту из Румынии: https://www.facebook.com/Jurilovca?fref=nf (учился в нашем ДУ на Рогожском в 1990-е, в т.ч. у мене грешнаго:)):



(источник: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/280?fnum=27 )

У них что, была другая Пасхалия?:) Ума не приложу, что сие означает ...
Скорее всего, примерно так недоумевали и последующие лица, ответственные за Московский Печатный двор. Поскольку в позднейших старопечатных церковных изданиях, насколько знаю, такого устава уже не помещалось. Так и остался неразрешённой загадкой ...
Впрочем, может теперь возьмут на вооружение единоверцы - "реконструкторы истинной Древней Руси":)
Перехожу к продолжению полемики с ними (напомню, мои слова выделены полужирным курсивом):

Исключительно яркий пример несогласованности между собой уставных указаний в различных печатных книгах дораскольного периода — это вопрос о местоположении 9-го часа относительно Божественной Литургии. Как известно, старообрядцы прочитывают перед Литургией свт. Иоанна Златоуста 3-й, 6-й и 9-й часы вкупе, присоединяя к ним и чин изобразительных, а также прощение, и ссылаются при этом на Служебник 1651 г., а также указание «Ока церковного» к 14-му сентября, празднику Воздвижения Креста Господня (который, замечу, является днем поста). Но в указаниях «Ока» на Рожество Христово говорится: «Поем час 3-й и 6-й. 9-й час поется по совершении Литоргии» (л. 358). В Часослове в конце 6-го часа есть такая заметка: «Егда же часы поем без почасия, и тогда глаголем молитву “Боже и Господи силам”. Посем бывает Божественная Литургия» (л. 102 об.), а последование 9-го часа начинается следующим подробным разъяснением: «Подобает ведати, егда часы поем без почасия, и тогда 9-й час поем по Литургии. Аще ли же часы поем с почасием, то 9-й час глаголем преже Литургии, а почасие 9-го часа глаголем после Литургии» (л. 105 об.).

Здесь прежде всего хотелось бы заметить, что комментируемый мною автор не до конца приводит указание «Ока» на праздник Воздвижения Честнаго Креста. В её цитате отсутствует его завершающая часть: «Тако же поем часы и на иныя Господьския праздники, егда поются антифоны». Подтверждаемая и указанием из того же Часослова 1652 г.: «Егда же во Уставе укажет на литургии антифоны празднику, и тогда часы глаголются вси вкупе» (л. 111). В свете чего ремарка В.Ю. Григорьевой о «дне поста», якобы обусловливающем чтение 9-го часа перед литургией, несколько теряет безаппеляционность. Далее, в «Большом Уставе» 1641 г. есть и другие указания о совершении 9-го часа перед литургией. Они, например, во множестве имеются в описании службы Благовещению Богородицы, аще прилучится в различные дни (лл. 550 и об., 565, 567, 568 об., 570, 572 об., здесь и далее пагинация по изд.: Верещагино, 2012). Содержатся и в Триодной части «Ока»: в описании литургии Прежесвященной (л. 955) и в службах Страстной седмицы (лл. 997, 1000, 1001 об. - 1002, 1005 об., 1023 об.). Предвидя возражения в духе «это же дни поста», напомню об аналогичном указании Устава на Святую Пасху (л. 1034):



Мне могут быть предъявлены и иные контрдоводы, в виде не упомянутых В.Ю.Григорьевой выше ссылок на «Око», где упоминается 9-й час после обедни. Они, не спорю, есть, и детальнее об этом ниже, после разговора о «Соловецком уставе». Далее будет ещё сказано и о Часослове 1652 г.


Аналогично, и в 13-й главе Соловецкого устава «О молебне и о Литоргии» сказано, что по начальном возгласе «Псаломщик глаголет “Святыи Боже” и говорит 3-й и 6-й час. Священник в то время во олтаре действует, а диякон служащей кадит олтарь и всю церковь и игумена и крылосы и всю братию по чину... И егда проговорят 6-й час, священник отпуст творит в царских дверех, и бывает прощение земное... и начинают Литоргию...» (РГБ. Ф. 775. № 21, л. 37 об.—38):



(источник: https://vk.com/feed?section=comments&z=photo82846535_402546675%2Fwall82846535_519 )

И ниже: «По заамбонней молитве пономарь принесет дору ко игумену... и егда причастятся все, пономарь 4 изымает обе доре... священник творит отпуст Литоргии. По отпусте псаломщик говорит 9-й час» (л. 39—39 об.):




(источник: https://vk.com/feed?section=comments&z=photo82846535_402546755%2Fwall82846535_519 ; https://vk.com/feed?section=comments&z=photo82846535_402546710%2Fwall82846535_519 )

В выдержках из «Соловецкого устава» примечательны не только упоминания о времени совершения 9-го часа. Указание по окончании проскомидии кадить «всю церковь» противоречит старопечатным московским Служебникам, указанным мною выше, начиная с издания 1602 г. Согласно им, каждение пред отпустом часов происходит следующим образом: «Диякон … кадит святыи престол около крестообразно … кадит святая, и весь олтарь. И став в Царских дверех, кадит настоятеля, и правый крылос, и левыи, и прямо западных дверей, и обращся, кадит святыи престол, и иерея, и отдаст кадило». См. Служебник 1602 г.:



(режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002158894#?page=92 )

Этого придерживаются и в современном старообрядчестве.
В новом же обряде кадят весь храм, см. напр. Служебник, М., 1670, л. 83:




(режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002445598#?page=92 )

Как и не читают перед литургией 9-й час.
Что заставляет вспомнить о том, что Соловецкий монастырь в эпоху никоновских реформ, увы, отнюдь не был на 100% монолитен в отстаивании дораскольных обычаев. Так, в 1657/58 гг. в обители проявилась т.н. «промосковская группа», в лице священноиноков Германа, Виталия и Спиридона, а также архидиакона Евфимия. Они не только сразу приняли «новоисправленные» Служебники, но и совершали по ним службы. А когда некоторые из них были наказаны за это властью архимандрита Илии, то отправили в столицу жалобу непосредственно патриарху Никону. Впоследствии, в начале 1660-х гг., они вошли в «ближний круг» нового архимандрита Варфоломея, поставленного в Москве в 1659 г., уже по новому чину, и пытавшегося проводить в монастыре злосчастную церковную реформу (подробнее: Чумичёва О.В. Соловецкое восстание 1667 – 1676 годов. М., 2009. С. 42, 45).
В.Ю.Григорьева не датирует список «Соловецкого устава», на который ссылается в комментируемой статье. Но судя по палеографическим признакам (см. выше), рукопись относится как раз примерно к середине – 2-й пол. XVII столетия.
Конечно, это весьма смелое предположение, безусловно нуждающееся в серьёзных обоснованиях, но не может ли сей текст быть как-то связан с той самой прониконовской партией в обители? Дополнительным косвенным аргументом в пользу такого допущения может служить статия 33-я знаменитых Поморских ответов 1722 г., так и озаглавленная: «О девятом часе». Здесь «отнесение часа девятаго, в место еже пред обедом пети, по старопечатным, по обеде пред вечернею пети» рассматривается как одно из никоновских новшеств. Далее признаётся, что «в древлепечатных же книгах … 9-й час … пред литургиею, или послежде литургии, по чину дне, указует говорити». Имеются отсылки к «Обиходникам» Кирило-Белозерского и Соловецкого монастырей, некоему сербскому печатному Псалтырю и Часослову изд. Краков, 1491 (!). Утверждается, что во всех этих источниках «прежде обеда 9-й час указует пети». Далее раскрывается практический смысл этого указания. По Преданию Церкви, в том числе согласно 87-му правилу, св. Василия Великого, из Номоканона при Большом Потребнике 1621 г., до совершения 9-го часа нельзя принимать пищу и питие: «кроме великия нужи да не будет причаститися пищи никомуже, токмо … в 9-й час, первее отпети, и потом ясти». При этом «аще ли кто речет, яко обретается в древних книгах 9-й час наряду с вечернею написан, отвещаем: сие по обычаю постному, вонь же едино ядение бывает, о чесом и Жезл новопечатныи («Жезл правления» Симеона Полоцкого, 1667 г. – о.А.П.) на листе 137-м свидетельствует». Приводится и цитата из некоего сочинения св. Марка Ефесского: «Егда сиречь, не пост и единоядение суще, разлучаем от вечерни девятаго, шестому же его совокупляем прежде пищи певаемаго, в нем же и именуемых изобразительных последование, суть же части, иже во священной литургии припеваемых». В итоге делается вывод: «отнесение 9-го часа по обеде, пред вечернею пети … не токмо древлероссийским чином, но и святым восточным учителем несогласно есть» (см. Поморские ответы, М., 1911, изд. тип. П.П.Рябушинского. С. 377 – 379; о 9-м часе пред вечерней говорится, впрочем, в синодальных изданиях известного творения по объяснению православной литургики восточного учителя XV в. свт. Симеона Солунского; к сожалению, не имел возможности проверить этот текст по славянскому изданию).
Полагаю, прямое духовное преемство места рождения «Поморских ответов», Выговской поморской пустыни, от не принявшей новшества Никона соловецкой братии В.Ю.Григорьевой давно и хорошо известно.

Возможно, впрочем, и более прозаическое объяснение. Согласно опубликованным моим оппонентом в Интернете листам рассматриваемого «Устава» с беломорских островов (вновь см. выше), в столь крупной, многолюдной обители, как Соловки, просто физически не успевали раздать т.н. «дору» ( частицы «подножия», т.е. остатка главной просфиры, из которой на проскомидии был взят Св. Агнец ) за положенное для этого в Чине литургии довольно-таки краткое время чтения (или пения) 33-го псалма по заамвонной молитве. И продолжали это по отпусте обедни, при чтении 9-го часа. Т.е. он по сути был предназначен, чтобы как-то заполнить время этой раздачи, дабы действие сие происходило в молитве, без неуместных разговоров, шума и т.п. Общая же трапеза братии поставлялась после этого, в полном согласии с Преданием и канонами, приведёнными в процитированной выше выдержке из «Поморских ответов». Предполагаю, что с тем же обстоятельством могут быть связаны указания старопечатных книг о 9-м часе «по литургии», без привязки его к вечерне, как упомянутые здесь выше, так и иные.



Вполне согласуется с этими указаниями и упомянутая выше троице-сергиевская рукопись № 247, где после отпуста в конце почасия 6-го часа предписано сразу начинать Литургию: «Аще ли не в пост, будет Литургия. Поем 9-й час во свое время пред вечернею» (л. 19). О небесспорности лаврских рукописей уже было достаточно подробно сказано выше. Но, по-видимому, до раскола практика компоновки часов на Руси все же не была единообразной: данный вопрос, как требующий обсуждения, был выписан царем Алексеем Михайловичем в особой памятной записке, сделанной им накануне собора 1651 года (опубликована: «Протопоп Иван Неронов. Полное собрание посланий и документов эпохи», СПб., 2012 г., стр. 233). Как уже упоминалось, в Служебнике того же 1651 года, отредактированном под сильным влиянием «кружка боголюбцев», указано читать все три часа «по уставу во един глас» (т. е. по очереди, а не одновременно, л. 103). Получается, что именно эта «обновленная» практика, которая, по сути, переносит будничные и постовые особенности богослужения на праздничные и непостные дни, и закрепилась у старообрядцев.

Очень важный для уяснения смысла всей дискуссии абзац.
Во-первых, в свете приведённых выше источников, полностью согласен с выводом об отсутствии единообразия в порядке служения часов в дораскольное время.
Во-вторых, Служебник 1651 года был не просто «отредактирован под сильным влиянием». Он, согласно имеющемуся там Предисловию, был напечатан по благословению того самого Собора, на который писал записку царь Алексей:




( режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=3 ; http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=11 )

И именно с соборным решением, подведшим черту под «непонятками» о местоположении 9-го часа ...



(источник: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/7?fnum=115 )

... по сути и спорит В.Ю. Григорьева.
Т.е., как и в описанном выше случае с Собором 1619 г., налицо как минимум постановка под сомнение некоторыми из современных единоверцев дораскольных соборных определений Русской Церкви. Старообрядцы же лишь традиционно следуют упомянутым постановлениям.

Возражением здесь, казалось бы, может служить называвшийся выше Часослов 1652 г., где упоминается служение литургии как после 6-го, так и после 9-го часа. Однако последний помещён там не перед вечерней, а после 6-го часа (с междочасием), перед т.н. обедницей (у новообрядцев – «изобразительны»), озаглавленной как «псалмы на литургии и прочее часов» (лл. 111 - 115 об.), см. оглавление на л.1:



Таким образом, само расположение частей службы в точности соответствует решениям Собора 1651 г. и изданному согласно им Служебнику. Ремарки же относительно совершения литургии то после 6-го часа, то после 9-го, могли быть, как нередко бывало в древней рукописной и старопечатной книжности, просто механически скопированы с какого-то более раннего источника. Косвенным свидетельством чего может быть и полное отсутствие таких указаний в многочисленных (и, вероятно, более распространённых в церковной среде) изданиях Часовников (сокращённых Часословов) того же времени, при аналогичном месторасположении молитвенных текстов. А в уже цитировавшемся Следованном Псалтыре того же 1652 г. окончание 9-го часа и начало обедницы (пс. 102-й и пр.) расположены прямо на одной странице (л. 194).


Продолжение следует ...
Tags: Анонс, Богослужение, Господствующее исповедание, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Москва, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Отдание с Илиею

    С Отданием Благовещения и памятью св. Архистратига Гавриила! Предлагаю посмотреть интересный видеорассказ о новгородской улице Славная, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments