o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Огонь видимый и духовный + дальнейший ответ



Сегодня в Новгороде, по неясным пока причинам, произошёл жуткий пожар в цеху полиэтиленовых изделий, вроде как упаковки, на территории б. завода "Волна", превратившегося ныне в разделённое между массой арендаторов средоточие всяческих бизнесов (заглавное фото отсюда, там есть ещё: http://news.novgorod.ru/news/146908/ ). Пострадавших, по счастью, нет, подробности сообщило ТВ:



Проезжали с супругой мимо и даже заглянули немного полюбопытствовать :) Впечатлило, откровенно сказать ...

Ещё нашёл в Сети новый стих небезызвестного иеромонаха - барда из соседней нам Псковской епархии РПЦ МП о. Романа, на тему недавней встречи с "поцелуем тысячелетия", ну Вы поняли, надеюсь ...
Это прямо-таки духовный пламень!:)
Как бы не схлопотал за сие некое прещение, сердешный:

Пока не хво́ры головою,
Пока по совести живём -
Не назовём прямым кривое,
Неправду Правдой, зло Добром.

В народе распря, треволненье,
Кричат: «Измена налицо!»
И в самом деле: единенье -
Ценой попрания отцов?

Никто не против целований:
Все люди носят Божий лик.
Но выше наших пониманий,
Что еретик - не еретик.

Нововведения отринем.
И как бы ни баюкал Рим -
Межи отцов не передвинем!
На том стояли и стоим.

священномонах Роман (Матюшин-Правдин)

14 февраля 2016

скит Ветрово

(отсюда: https://vk.com/wall34203896_2028 )

Ну,а у нас своя брань:)
Продолжаю размещение полемики с учёной представительницей единоверия В.Ю.Григорьевой.
Впереди - её текст, затем мой тёмный курсив.

Еще ряд источников, которые отчасти ставят вопросы, отчасти проясняют богослужебную практику — это певческие рукописи. Здесь лишь можно повторить уже сказанное о местных рукописных уставных указаниях: в традиционном церковно-иерархическом мышлении они вряд ли могут «прояснять» всеобдержные повеления печатных книг, изданных в духовных центрах, всё скорее наоборот. Например, они совершенно явно указывают на употребление на Литургии 102-го и 145-го псалмов только в монастырях, а в приходских храмах — антифонов «Благо есть», «Господь воцарися» и «Приидете возрадуемся», на позднее время возникновения практики гласного поминовения во время «переноса», т. е. на Великом входе, которое поэтому так и не нашло отражения в записи Херувимской песни вплоть до начала никоновских реформ, на пение «Аллилуия» сразу после причастных стихов, а не только после причащения мирян и др.

В.Ю. Григорьева перечислила целый ряд литургических аспектов, остановлюсь на каждом по отдельности.

Об антифонах на литургии


В старопечатных уставных указаниях не приходилось встречать упоминаний о том, что псалмы на литургии бывают только в монастырях, а в мирских приходах – антифоны «по вся дни», имеющиеся в дораскольных Апостолах. Более того, какие-либо упоминания о вседневных антифонах полностью отсутствуют в целом ряде дониконовских печатных Уставов. А вот о псалмах на литургии там упоминается. О Служебнике 1651 г. и Часослове 1652 -го уже было сказано. Далее, в «Оке» 1641 г., в описании Царских часов, поющихся в пятницу, аще Рождественский сочельник будет в субботу или неделю, читаем: «По девятом же часе, и после Владыко Господи Исусе Христе, глаголем Во Царствии Си и Помяни нас Господи. Таже, Лик Небесныи, слава, и ныне, Собор святых ангел. Посем Ослаби остави, по Отче наш, кондак празднику, и Господи помилуй, 40, Всесвятая Троице. Посем, Достойно есть, и отпуст. На отпусте поминаем святаго дневнаго. И Многолетны, и росход. А псалмы, Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя, и Хвали душе моя Господа, и Единородныи Сын Слово Божие, и Верую во Единаго Бога, и Буди Имя Господне, и Благословлю Господа, глаголем на обедни по обычаю, понеже в той день бывает служба Златоустова. … Блаженну же глаголем на литоргии,и прокимен, и Апостол и аллилуия, и Евангелие, и причастен, якоже указася наряду того дня. По Изрядне поем Достойно» (лл. 349 об. – 350 об.; то же сказано и об аналогичном случае с Сочельником Богоявления, на лл. 394 об. – 395 об. ).
Это указание несколько корректируется в иосифовских Месячных Минеях на декабрь и январь, где предписывается, как вариант, творить отпуст Царских часов сразу после завершающей «славу» 9-го часа молитвы «Владыко Господи», без удвоения чтения Блаженн и прочего следующего за ними (в январской Минее л. 117 об.). Блаженны в таком случае чтутся на последующей литургии, прочее же обедницы - на совершающихся тогда же, после Царских, «часах обычных».
Вообще многочисленные практически во всех старопечатных (безусловно, и во множестве рукописных) Уставах указания на Блаженны на литургии, с песнями от канонов на них, являются ярчайшими свидетельствами отсутствия на обеднях антифонов. Ведь третьи из них (в случае со вседневными это «Приидете возрадуемся») поются как раз вместо Блаженн. Об уставном же совмещении антифонов с Блаженнами мне не известно, ни из доступных источников, ни из живой практики (есть редкие случаи, когда в Уставе указываются Блаженны с песнями на Обеднице пред литургией с антифонами, но речь сейчас не о них; упомянутое же в вопросах царя Алексея Михайловича Собору 1651 г. (ссылка приведена выше В.Ю.Григорьевой) пение Блаженн в конце часов, а на литургии антифонов, уставным, конечно, не является ). И, замечу, нигде в печатных Уставах не встречал ремарок вроде «поем псалмы и Блаженны аще монастырь, в мирских же храмех антифоны». Хотя прямые указания на сугубо монастырский характер того или иного обычая там отнюдь не редки.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что об антифонах на литургии, вообще без упоминания о псалмах вместо них, говорится в книге «Скрижаль», изданной патр. Никоном в 1655 г., в целях оправдания его реформы (гл. 85, «О глаголемех антифонех и в них молитвах», С. 106 – 108 по изд.: Скрижаль. Акты Соборов 1654, 1655, 1656 годов. СПб.: «Свое издательство», 2013).
Как известно, некоторые никоновские преобразования были настолько радикальными, что не удержались долго даже в новообрядчестве. Так было, например, с отменой двукратного Крещенского водоосвящения, в Сочельник и на сам праздник. Никон оставил лишь первое, запретив второе. Впоследствии же была восстановлена дониконовская традиция. Выскажу в этой связи ещё ряд, быть может, излишне смелых предположений: а не планировал ли помянутый «великий преобразователь» удалить и псалмы на литургии, полностью заменив их вседневными антифонами, по предписанию «Скрижали»? И не предпринимал ли с этой целью каких-либо практических действий? И не отражают ли оные действия (если они реально были) хотя бы некоторые из тех певческих рукописей, о которых говорит В.Ю. Григорьева?
При этом особо отмечу, что о древности и исторической первичности литургийных антифонов по отношению к псалмам и Блаженнам мне хорошо известно. Как и о том, что никонова «Скрижаль» во многом основывается на «Изъяснении Божественной Литургии» выдающегося византийского автора XIV столетия, сподвижника свт. Григория Паламы, св. Николы Кавасилы (1322 – 1398). Жившего в эпоху, когда антифоны на литургии, скорее всего, абсолютно преобладали.
Однако эти знания, с моей точки зрения, не дают оснований для отказа хотя и от чуть более позднего, но всё же Предания Церкви. Которое выразилось в постепенной замене на протяжении XIV – XVII вв. вседневных антифонов псалмами и Блаженнами. Что и фиксируют русские дораскольные Уставы. Замечу при этом, что упомянутые антифоны «по вся дни» всё же не исчезли полностью. В старообрядческой богослужебной практике они употребляются (хотя, по традиции, и не совсем точно так, как написано в Апостоле) на литургиях не Господских храмовых праздников, т.е. в честь Пресвятой Богородицы и святых (аще не в неделю, конечно). Поскольку во всей нашей дониконовской печатной церковной книжности, кроме Апостола, антифоны лишь Господские.


Завтра - про гласное поминовение на "Херувимской".
Сегодня же ещё хочу сказать, что побывал на круглом столе в обл. библиотеке в кремле, посвящённому 80-летию издания "Новгородского исторического сборника" - пожалуй, одного из серьёзнейших периодических научных изданий по Новгородике (детальнее: http://www.spbiiran.nw.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA/ ).
Для справки, в № 10(20), вышедшем в 2005 г., была опубликована статья Вашего покорного слуги "Великий Новгород и Новгородская земля в истории и культуре русского старообрядчества. К постановке проблемы". Её сокращённая и несколько менее научная по стилю изложения версия доступна здесь: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/43-1-0-300
Tags: Анонс, Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Ледоход под Лествичника

    Моё вчерашнее фото апрельского Волхова у кремля ... сделанное на фоне осознания того, что вместе с этим льдом уплывает 51-й год жизни ... и…

  • Отдание с Илиею

    С Отданием Благовещения и памятью св. Архистратига Гавриила! Предлагаю посмотреть интересный видеорассказ о новгородской улице Славная, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments