o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Круглый стол и не он один




Вчера, 03.03.16, в Московском доме национальностей (что это такое: http://www.mdn.ru/ ) состоялся Круглый стол представителей трёх крупнейших старообрядческих согласий, РПСЦ, РДЦ и ДПЦ, с участием их руководителей. Основная тема - взаимоотношения староверов с государством и обществом. Присутствовали и чиновники, в т.ч. из Администрации президента. Событие яркое, редкое и, наверное, с серьёзными последствиями.
Отзвуки, с фото, уже начали расходиться по Сети:
http://www.mdn.ru/cntnt/meropriyatiya/fotohronik1/media1/n3_marta_20.html (отсюда общий снимок вверху)
http://mirtv.ru/video/32503/
http://ruvera.ru/news/problem_starovery
http://ia.raoc.info/213-aktualnye-problemy-staroobrjadchestva.html
http://ria.ru/religion/20160304/1384443616.html

Поделюсь и аз некоторыми материалами, как один из участников события ... под катом в том числе аудиозаписи нескольких выступлений.



Тот самый стол, действительно круглый:



Последние детали предстоящего обсуждают митрополит Корнилий и один из организаторов мероприятия федосеевец М.О.Шахов:



Делегацию РДЦ возглавил лично патриарх Александр (Калинин) ...



... а здесь крайний слева - влиятельный протоиерей Андрей Марченко (обращаем внимание на археологически точные однорядки батюшек:)):



Поморцы (кроме вышеупомянутого Шахова):



Наши:



Открыли встречу первые лица, есть возможность послушать, что они сказали (речь от имени задержавшегося в пути "главного поморца" О.И.Розанова зачитал его сотрудник и один из организаторов события Максим Борисович Пашинин):



Олег Иванович прибыл позднее ...



... и ещё высказался сам (понравилось про леопарда:)):



Поприветствовали и светские чиновники (первый - как раз из президентской Администрации, прочих объявляют):



Епископ Костромской и Ярославский Викентий (Новожилов), РПСЦ:





Протодиакон Виктор Савельев (Москва) зачитал интересное обращение о.Леонтия Пименова (отпраздновавшего только что 80-летие; кстати поздравляем и желаем!:)):



Сам себя записывать не стал, вот текст моей речи:

Взаимодействие старообрядцев с государством в деле сохранения культурного наследия России

Иерей Александр Панкратов (г. Великий Новгород)

Церковный раскол XVII века, начавшись как событие в целом сугубо религиозное, достаточно быстро стал также и культурным явлением. Ещё основоположники раннего старообрядчества обратили внимание на западные источники ряда никоновских новшеств, таких, как «живоподобная» иконопись, партесное пение или обычай молиться, стоя на коленях. Да и сами греческие богослужебные книги, по которым велась пресловутая «справа», были, как известно, напечатаны в католических типографиях Венеции, Парижа и Рима. Декларировавшееся реформаторами «возвращение к Византии» на деле обернулось вестернизацией, помимо изменённой Церкви, всё более распространявшейся на прочие сферы жизни. «Ох, ох, бедная Русь, что-то захотелось тебе немецких обычаев!» - с горечью восклицал святой священномученик протопоп Аввакум …

Став духовной оппозицией упомянутым явлениям, старообрядчество с самого начала своей истории как независимого религиозного движения стало не только хранилищем неискажённой православной веры, но и её внешнего материального выражения: старопечатных и рукописных книг, древних икон и иных предметов церковного обихода, одежды старинного покроя и тому подобного. В старообрядческой среде в условиях нового и новейшего времени продолжали жить древнерусские традиции и обычаи, причём не только богослужебные, но и семейные, бытовые. Благодаря неприятию староверами послениконовских форм церковной культуры была сохранена непрерывная традиция знаменного пения и в целом богослужение по старопечатным чинам и уставам, а также иконописание в древнем, «неитальянском» стиле. И всё это происходило в течение длительной исторической эпохи конца XVII – 1-й пол. XIX вв., когда остальная, нововерческая Россия, к глубокому сожалению, с упорством, достойным куда лучшего применения, всё дальше и дальше уходила от своих духовных корней.

Масштаб происходивших при этом утрат культурного наследия Древней Руси не оценён полностью и до настоящего времени. Уничтоженные или безнадёжно испорченные безвкусными «поновлениями» старинные образа и фрески, отправленные на переплавку оклады икон и другие церковные предметы, перестроенные, а по сути изуродованные в новомодных стилях католического барокко и языческого классицизма древние храмы … А сколько их было уничтожено, по благословению синодских иерархов разобрано «за ветхостью» или просто на строительный материал» … Достаточно сказать, что, например, в Великом Новгороде и его окрестностях объём таких утрат на порядки превосходит потери, понесённые во времена богоборчества первых десятилетий Советской власти … И всё это происходило на фоне печально известной жестокой «борьбы с расколом», результатом которой её устроителям виделось, не больше, ни меньше, полное исчезновение старой веры Руси.

Этого, однако, по милости Божией не произошло. Ещё в победное для нашей империи правление Екатерины II ощутимо смягчается «противураскольническое» законодательство, центры староверия из далёких лесных захолустий и из-за рубежа перемещаются в столицы. В частности, в Москве великолепно обустраиваются знаменитые Рогожское и Преображенское кладбища. В условиях патриотического подъёма после победы над Наполеоном в 1812 году российское общество начинает постепенно обращаться к своим истокам. Классики литературы иронизируют над «смешными, бритыми, седыми подбородками», а первые исследователи древнерусского искусства изучают сокровища старообрядческих общественных и частных моленных. Сведения, полученные от их владельцев, а также от иконописцев-староверов, стали краеугольными камнями отечественной науки об изобразительном искусстве наших предков.

В дальнейшем, на протяжении 2-й пол. XIX – нач. XX столетий, эстетика «древлего благочестия» всё более влияет на «официальное Православие», а через него – на широкие круги жителей России, не принадлежащих к старообрядчеству. Возрождаются храмовая и гражданская архитектура в национальном стиле, иконное и иное убранство этих зданий изготавливается в соответствующих формах. Оценивая этот «культурный поворот», один из старообрядческих авторов не без доли иронии писал о староверии как об «основе господствующего исповедания».
Данный процесс трудного и ещё во многом поверхностного собирания, увы, в основном самими россиянами и расточенного, воплощение известного принципа «что имеем – не храним, потерявши – плачем», получил новый мощный импульс в 1905 году, с провозглашением в стране «укрепления основ веротерпимости».

С падением большинства бюрократических ограничений староверы за краткие 12 лет свободы провели огромную работу, в которой, говоря светским языком, присутствовала ощутимая культурная составляющая. Проводились большие публичные выставки древнерусской иконописи из старообрядческих собраний, храмовые хоры знаменного пения выступали на ведущих концертных сценах. Некоторые из возводившихся в то время староверческих церквей из-за обилия в них древних предметов и почти научного уровня воспроизведения убранства XVI – XVII веков по праву именовались «храмами – музеями». Значительная часть этой благой деятельности отражалась в бурно развивавшихся тогда старообрядческих периодике и книгоиздательстве. Казалось, впереди долгий и светлый путь …

Однако описанный выше «выход в свет» древнерусских духовно-культурных ценностей и их уже тогда относительно малочисленных живых носителей, увы, не остановил страну от сползания в революционную пропасть. И после 1917-го для многих старообрядцев, как и в предшествовавшие столетия, наступили мрачные гонительные времена. Значительная часть хранившегося староверами наследия была изъята и уничтожена, нередко вместе с законными обладателями, немало оказалось в государственных музеях, библиотеках и архивах, а также продано за рубеж. Но и в самые суровые годы старообрядцы и выходцы из староверия оставались патриотами своей Родины, видели за Советским Союзом историческую Россию и самоотверженно трудились для её блага. В том числе и в тех учреждениях культуры, куда было помещено изъятое у них, в сфере реставрации и так далее.

Как и в описанном ранее случае с 1812-м годом, перемены наступили после победного 1945-го. Обращение к родному после фактического, при продолжении внешних деклараций, отказа от фантома «всемирного Интернационала», способствовало новой востребованности старообрядчества. Особой чертой его взаимодействия с государственными научными учреждениями в послевоенный период стало сотрудничество с этнографическими и археографическими экспедициями ведущих вузов и исследовательских учреждений страны. Его плодами явились, с одной стороны, ощутимое обогащение хранилищ названных заведений редкими рукописными и старопечатными книгами, доступными теперь и для самих старообрядцев. С другой, живое общение представителей научной интеллигенции со староверами способствовало повышению авторитета последних в обществе. Ведь через учёных о них распространялось мнение как о, словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «живой Древней Руси». Что явилось одной из черт, предопределивших изменение к лучшему общего отношения к верующим как в позднесоветский период нашей истории, так и в новейшую эпоху.

К сожалению, более-менее систематическое взаимодействие государства и старообрядчества в сфере заботы о культурном наследии по-настоящему началось лишь в XXI веке. А в последнее десятилетие ушедшего ХХ-го немало староверческих храмов, как минимум некоторые из которых по совести следовало бы охранять, как государственные музеи и иные хранилища ценностей, подверглось варварским ограблениям. Иногда одни и те же церкви становились жертвами преступников по нескольку раз, причём эти налёты имели характер разбойных нападений, в том числе с использованием огнестрельного оружия. И происходило это не только в дальней глуши, но и в достаточно близкой к столице подмосковной Гуслице. А однажды в результате взлома старинного металлического киота образ Спасителя исчез с козырька над входом в здание старообрядческой Митрополии на Рогожском …

Впрочем, и в те сложные годы, называемые теперь «лихими», государство иногда находило возможности для настоящей заботы об объектах культурного наследия в ведении старообрядцев. В частности, именно тогда был разработан во многом блестяще реализованный теперь проект реставрации Рогожской слободы, а Правительство Москвы оказало масштабную помощь возрождению зданий на Преображенском кладбище, а также храма свт. Николы у Белорусского вокзала. С результатами реставрации последнего в юбилейном 1997-м даже лично ознакомился тогдашний столичный мэр. В 2005-м он, пока единственный из московских градоначальников новейшего времени, посетил с деловым визитом и Рогожское.

Другим важным аспектом рассматриваемой темы в конце 80-х – начале 2000-х годов стала передача старообрядцам нескольких храмов, и даже целых архитектурных ансамблей дониконовского времени, с середины XVII века до советского закрытия принадлежавших «господствующему исповеданию». Некоторые из них даже из числа внесённых в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих, с нашей точки зрения, актах исторической справедливости, выразилось благожелательное и особо доверительное отношение представителей власти к «остальцам древлего благочестия». С другой стороны, после этого старообрядцы получили возможность внести больший собственный вклад в дело сохранения нашего общего достояния. Отрадно, что на протяжении последующего времени эта забота была и остаётся совместной: по большинству из упомянутых выше объектов не только ведётся сбор благотворительных пожертвований со стороны пользователей, но и достаточно регулярно выделяется государственное финансирование проектных и реставрационных работ, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России». Хочется выразить надежду, что данное направление нашего взаимодействия будет столь же продуктивным и в будущем.

И здесь самое время перейти к оценке современного положения дел. Помимо попечения о памятниках архитектуры, сотрудничество старообрядцев и государства распространяется на библиотеки и архивы. Одним из примеров такого рода является коренная реконструкция, снабжение надлежащим оборудованием книжного собрания на Рогожском, сформированного уже в советское время взамен изъятого в 1920-х. При нём теперь имеется благоустроенный читальный зал, доступный, при соблюдении определённых условий, для всех желающих. Аналогичная работа ведётся в отношении Рогожского иконного собрания. Часть её результатов доступна для обозрения на организованной в отреставрированном Доме причта постоянной выставке старообрядческой иконописи. Данное здание вообще стало приобретать черты одного из культурных центров столицы. Помимо постоянных и временных экспозиций, здесь проводятся церковные и научные конференции по различным аспектам староверия.

В самые последние годы при государственной поддержке реализована большая программа концертных выступлений ведущих старообрядческих хоров - «Распевы Святой Руси». Наши певчие проехали по пространству от румынской Констанцы до Владивостока, везде встречая самый тёплый отклик слушателей. Практическим результатом этого опыта стало намерение создать Центр древнерусского церковного пения в Новосибирске. Оказывалась помощь старообрядцам по линии органов власти и при организации совместных мероприятий с учреждениями культуры в других регионах страны. История и культура староверия систематически преподаётся в ряде вузов России, в том числе преподавателями – старообрядцами. Свой интересный опыт взаимодействия с властями иностранных государств в сфере культуры имеют старообрядцы, проживающие в странах Балтии, а также в Румынии и Австралии.

Завершу, однако, не на столь восторженной ноте. Общий объём государственных средств, выделяемых ежегодно на описанную выше культурную поддержку старообрядчества, пока несопоставимо мал, в сравнении с суммами, предоставляемыми другим традиционным конфессиям. Почти не затронуты вниманием власть имущих многие заметные центры староверия, помимо упомянутых в этом сообщении. С большим трудом в отношении старообрядчества реализуется Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Возвращённых по нему староверам зданий, в том числе объектов культурного наследия, весьма немного. Ощутимыми препятствиями являются здесь статус ряда построек как частной собственности, которая вообще оказалась за рамками названного правового акта, а также серьёзное сопротивление некоторых светских пользователей зданий. В том числе, увы, и из сферы культуры. Юридически не отрегулирована возможность участия в реставрационных работах собственно старообрядческих бригад, не оформленных как юридические лица с соответствующими лицензиями, но обладающих высокоморальными, трудолюбивыми, и, главное, природно искренне любящими предмет своего труда кадрами.

Встречаются и проблемы внутристарообрядческого порядка. Невысокий культурный и образовательный уровень руководства и сотрудников некоторых общин, непонимание истинной ценности находящихся в их ведении зданий и предметов, нежелание и неумение оперативно оформлять надлежащие документы и выстраивать деловые отношения с чиновниками, некая общая инертность, пассивность, зашоренность и связанные с этим нежелание и неспособность вести работу с людьми … Всё перечисленное – как наследство советских лет и более отдалённых периодов истории, так и просто черты характера живущих ныне, продолжает оставаться препятствием в деле взаимодействия староверов и государства, причём не только в области культуры.

Однако реальные добрые дела, о которых было лишь кратко рассказано выше, свидетельствуют, что названные негативные тенденции не носят определяющего характера. Они, считаю, вполне преодолимы в случае продолжения совместных действий старообрядцев и органов власти. Для активизации сего благого процесса предлагаю нынешнему высокому собранию включить в итоговую резолюцию пожелание о принятии специальной общегосударственной программы по сохранению и реставрации всех видов объектов культурного наследия, находящихся в пользовании старообрядческих согласий. Которая способствовала бы и возвращению староверам насильственно отчуждённого в прошлом религиозного имущества. Приурочив её принятие и реализацию к грядущему в 2020 году празднованию 400-летия со дня рождения святого священномученика и исповедника, а также великого радетеля русской культуры и слова, протопопа Аввакума. Благодарю за внимание.

Как всегда, очень неплохо высказался наш известный писатель и публицист Димитрий Александрович Урушев ( http://papanda.livejournal.com/ ):





Колоритная "семейская" из РДЦ:



Председатель Самарской поморской общины Павел Половинкин ...



... высказал серьёзные сомнения в долговечности проекта, мол, "не удержимся от догматических споров, переругаемся и разбежимся".
Но пока ничего не предвещает подобного:)
Вот, скажем, мирная беседа владыки Корнилия и Олега Ивановича Розанова:



Дай Бог чтобы и впредь ...

Очередное подобное мероприятие, причём куда масштабнее, намечено на грядущий июнь ...

Далее несколько любопытных ссылок:

- древняя столица Грузии Мцхета и монастырь Джвари: http://monastyri-mira.livejournal.com/438987.html

- достопримечательности Лужского р-на Ленобласти: http://russiantowns.livejournal.com/5118002.html

- Симонов монастырь в Москве: http://monastyri-mira.livejournal.com/438656.html

- Соловки, о.Анзер (где будущего патр. Никона постригли в монахи): http://deni-m.livejournal.com/57164.html

- питерские староверы Громовы: http://mu-pankratov.livejournal.com/491400.html

- подбитые японские танки на курильском о-ве Шумшу, с подробным описанием сражения в августе 1945-го: http://visualhistory.livejournal.com/1455659.html

- шатровый храм 16-го в в с.Красном под Костромой: http://arch-heritage.livejournal.com/2372753.html

- интервью не столь давно крестившегося в РПСЦ общественного деятеля, бывшего миссионера РПЦ МП: http://rubsev.ru/2016/03/filipp-plastinin-o-smene-imeni-staroverii-episkope-pitirime-i-ne-tolko/

- Ф.Е. Мельников в журнале "Слово Церкви" об учении Маркса-Энгельса: https://vk.com/wall157435754_1435

- 172 фото древних икон из столичного музея им. Андрея Рублёва: https://vk.com/wall293058537_960

- 06.03.16 - лекция там же о старообрядческих облачениях Рогожского: https://vk.com/wall-34194882_651

- 118 фото росписей храма св. Николы Надеина в Ярославле, впечатляет: https://vk.com/wall8636353_3463

- замечательный неорусский храм нач. ХХ в. в с. Пёт Рязанской обл., печальное видео настоящего: https://youtu.be/IND-r7g9_Kw

- крестные ходы в РПСЦ: http://altaistarover.ru/articles/krestnyi-hod/146-praktika-provedeniya-krestnyh-hodov-v-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkv

- видеосюжет об открытии как музеев двух древних новгородских церквей: https://vk.com/wall-12011186_33318

- док. фильм про семейских под Читой: https://vk.com/wall-40933742_5444

- о пении часовенных: http://www.culture.ru/objects/2101/bogosluzhebnoe-penie-staroobryadtsev-chasovennogo-soglasiya-g-belovo-kemerovskoy-obl

- древнее зодчество Новгорода и Пскова на страницах журнала "Зодчий", 1880-90-е гг.: https://vk.com/wall-12011186_33272

- к 80-летию "Новгородского исторического сборника": https://vk.com/wall-46278749_2060

- новгородская весна, приятные фото: https://vk.com/wall336719_2179

Крепитесь, люди, скоро лето(с):)
Tags: Анонс, Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Москва, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Псков, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • "Наша Индия":(

    Позволю себе немного отвлечься от сугубо церковного. Сегодня, можно сказать, чёрный день в истории, родился преступник № 1 :( В частности, как…

  • Глафира великопостная:)

    Просто красивое фото, сделанное супругой:) И платочек тоже её производства.

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • "Наша Индия":(

    Позволю себе немного отвлечься от сугубо церковного. Сегодня, можно сказать, чёрный день в истории, родился преступник № 1 :( В частности, как…

  • Глафира великопостная:)

    Просто красивое фото, сделанное супругой:) И платочек тоже её производства.

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…