Грозный и не он один, предсоборный обзор



В Сети чуть ли не сумасшествие в связи с установкой в Орле памятника Иоанну IV Васильевичу (на фото вверху). Автор монумента, кстати, наш старообрядец Олег Молчанов. Интервью с ним: http://ruvera.ru/articles/oleg_molchanov_intervju

Меж тем уже появилась инициатива назвать "Проспектом Ивана Грозного" одну из питерских улиц: http://philologist.livejournal.com/8781901.html

В Новгороде же вспомнили про вечевой колокол и жертв опричнины: http://starcheolog.livejournal.com/201864.html

А это клеймо иконы "Святитель Филипп, митрополит Московский, в житии", Ярославль, XVII век, убиение Предстоятеля Русской Церкви Малютой Скуратовым по приказу Грозного:



Этот находящийся ныне в музее образ в свете новых веяний уберут в запасники?:)
Кстати, повествуется о сем эпизоде и в жизнеописании святителя - мученика, регулярно размещаемом в нашем ежегодном церковном календаре ...
И вот как оно в оригинале:

"Входит царь в соборную церковь Пречистой Богородицы. Святой же Филипп, видя это, совсем не устрашился подобной ярости, предвидя великую смуту для православных, невыносимые, великие, бесчестящие скорби и кары. Просветлел он душою и укрепил свое сердце, начал царю многое из Божественного Писания говорить. Царь же это долго слушал, и, не терпя от святителя обличения, исполнился ярости, и сказал: «Какое тебе, монаху, дело до наших царских решений? Или не ведаешь того, что ближние хотят меня погубить?» Святой же отвечал: «Я — монах, как ты говоришь, для моего Владыки Христа. Ныне же по поданной нам от Пресвятого Духа благодати, по избранию Священного собора и по вашему изволению я — пастырь Христовой церкви. И с тобою я одно в том, что должно делать ради благочестия». Царь же сказал: «Одно тебе, отец святой и честной, говорю: „Молчи!” А нас на сие благослови по воле нашей». Святой же произнес: «Наше молчание грех на душу твою кладет и гибель приносит! Ибо когда кто из корабелыциков ошибется — невеликое зло приносит, а когда ошибется кормщик — всему кораблю гибель несет!» И после того много из Божественного Писания изрек. Царь же ответил: «Владыко святой! Поднялись против меня ближайшие и хотят мне зло причинить». Святой же говорил ему из книг Божественного Писания много полезного. А затем сказал: «Следует тебе, благочестивому царю, говорящих неправду обличить и прогнать от себя, как гниющую часть тела <отсечь>». Царь же сказал: «Филипп, не прекословь нашему могуществу, да не падет на тебя мой гнев! Или сан сей оставь!» Святой же сказал: «Благочестивый царь! Ни молений своих к тебе не обращал, ни через посланных не увещевал, ни богатыми дарами не отяготил руки твоей, чтобы получить эту власть. Зачем лишил меня уединения? И если дерзнешь нарушить каноны — твори, что хочешь. Когда наступило время подвига, не подобает ослабевать!». И тотчас царь удалился в палаты свои в глубоком размышлении, и был очень гневен на митрополита Филиппа. Того же начинания советники и злу помощники — Малюта Скуратов да Василий Грязной со своими единомышленниками беспрестанно всякие лживые наветы возводили на святого и царя уговаривали, чтобы не велел им отстать от такового начинания <потом же и сами пострадали от него>. После этого много зла было в людях православной веры, и от той опричнины поднялось великое возмущение во всем мире, и кровопролитие, и суд неправедный. И от обрушившейся скорби друг друга не понимали! Некии же люди пришли к пастырю ради <его> заступничества, через великий плач кричали, смерть пред собою видя, а говорить не в силах, только показывали следы разных пыток и раны на телах своих. Святой же утешал их словами Божественного Писания. Они же, подкрепленные словами, расходились по своим домам. По прошествии немалого времени, в день воскресный, когда блаженный митрополит Филипп совершал Божественную литургию, пришел царь к церковной службе, одетый в черные одежды, также и другие последователи зла, одетые в такие же черные одежды, да еще и с высокими колпаками на головах своих, подобными уборам, что носят «халдеи». И бояре, и весь синклит таковое же одеяние и облик одинаковый имели. Святой же Филипп, по порядку совершая чин службы, обрадовался приходу царя и исполнился божественного света. И когда стоял он на предназначенном для него месте, царь трижды подходил к нему и благословения просил, святитель же ничего на то не отвечал. И сказали бояре: «Святой владыка! Царь Иван Васильевич пришел к твоей святости, требует, чтобы ты благословил его». Блаженный же, взглянув на него, приблизившись, сказал: «Благочестивый царь! Кому подражать захотел? Таким образом существа своего доброту исторг, ибо в неподобающий образ облекся! С тех пор как солнце начало сиять на небе, не слыхано, чтобы благочестивый царь сам свою державу ввергал в смуту». И после того сказал: «О царь! Мы приносим жертву Господу, а за стенами храма безвинно льется кровь христианская и напрасно умирают». Царь же разгорелся яростью и сказал: «Филипп! Нашу волю изменить хочешь?!» Святой же слова Писания рассыпал, как стрелы. Царь же, святительским наказам и учению нисколько не внимая, на него сильно разгневался и, рукою потрясая, изгнанием грозил, и различными муками, и наветами, способными уничтожить. И сказал царь: «О, Филипп! Нашей ли власти противишься?» Многотерпеливый же страдалец и пастырь духовный не испугался ни наказания, ни угроз мучениями, но душу свою положил за стадо духовных овец, порученное ему Владыкой, и сказал: «Благой царь! Повелению вашему не повинуемся, и замысла, который ты недобро замыслил, не разделяем, если даже и тысячекратно от вас люто пострадаем». И вновь повторял слова Божественного Писания. Царь же, услышав это, исполнился ярости. ... И большое смятение было пред царем, святой же стоял, словно агнец беззлобный среди волков, и с Божьей помощью противился им. Блаженный Филипп, неотступно подвиг свой завершая, ярость цареву обличал: «Прекрати, благочестивый царь, — сказал, — столь недостойное начинание. Вспомни о царях, бывших прежде тебя, которые хорошо жизнь прожили и по заповедям Божьим творили, и после смерти — блаженны. А те, кто скверно царствами правил, — и ныне немалыми проклятиями поминаются». И иные многие поучения, подобные этим, изрек царю. Царь гнева и ярости преисполнился, ничего не отвечал. И повелел отдать святого грубым и немилостивым воинам. Они же взяли его и про себя решили: «Испробуем, — сказали, — беззлобия его и к смерти безобразной осудим его, ибо он противится повелению царя. Если этого умертвим, никого не будет, обличающего беззакония наши, ибо он один неизменен, обличая и наставляя царя». После этого посадили его в зловонное помещение и ноги его забили в колоду со всем усердием. И оскорбляли его гнусно, и железные цепи тяжкие, для того и приготовленные, возложили на шею доброго страдальца, и правую руку святого стянули оковами железными. Ко всему этому еще голодом морить попытались непобедимого, с юности привыкшего принимать пищу раз в неделю! ... Узнал царь о мужественном терпении святого, и осудил его на заточение в город Тверь в Отрочь монастырь, и надзирателей немилостивых повелел приставить к святому. И вскоре после этого сослал. Святой же по дороге много пакостей и унижений принял: на мулах езду, и лишение необходимой пищи, и — просто сказать — всю полноту бед приняла эта многострадальная душа и нисколько не ожесточилась, вспоминая слова божественного апостола Павла, говорящего: «Ничто меня не разлучит от любви Божьей!» Сказал он себе: «По добром размышлении надеюсь, что ни смерть, ни жизнь, ни заточение, ни позор, ни разлука с родными, ни сановные почести, ни иное что из сотворенного Богом не отторгнет меня от любви Божьей. Как Господу угодно, так и будет»". (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10598)

Далее подборка мнений в тему.
Предлагаю знакомиться под пение воскресных антифонов 8-го гласа, записано на Рогожском вчера вечером (источник: https://vk.com/video178668708_456239036 ):



Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (увеличивается по клику):



Известный историк, автор целого ряда работ по истории политического сыска в России (в т.ч. почти уже классической монографии "Дыба и кнут", где немало и о гонениях на староверов) Евгений Анисимов: http://philologist.livejournal.com/8781146.html

Покойный В.Б. Кобрин (читал лекции у нас в РГГУ:)): http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/GROZNY/GROZNY_2.HTM#6

Официальный сайт Московского Старообрядческого Духовного Училища: http://msdu.ru/2016/04/26/ioann_grozniy/

Некоторые из относительно популярных блогеров - членов РПСЦ:
http://mu-pankratov.livejournal.com/561677.html
http://yuri-loskutov.livejournal.com/680261.html

Но лучше всего почитать древнерусские документы эпохи, например: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3118
И конечно писания самого государя, в частности, хрестоматийную переписку с Курбским. Где царь отстаивает полную свободу правителя "холопей своих миловати же и казнити", т.е., если захочется, делать с людьми абсолютно всё что угодно, невзирая ни на какие ограничения:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8869

Ну, а выводы из всего этого предоставляю сделать самостоятельно ...

Теперь о прочем:

- памятник св. кн. Владимиру на Боровицкой пл. в Москве де-факто уже установлен: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1225854637472963&set=a.133724313352673.24048.100001453154280&type=3&theater

- не лишённые определённой иронии комментарии к очередному служению митр. Илариона (Алфеева) "древнерусским чином" ...



... т.е. как бы по старому обряду: http://diak-kuraev.livejournal.com/1364046.html ; http://kalakazo.livejournal.com/1730717.html

- новости экуменизма с новообрядческим участием (блог определённо с оттенком некоей нездоровой конспирологии, но излагаются там и вполне конкретные факты, потому и ссылка): http://dralexmd.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

- почему даже некоторые епископы (!) РПЦ МП не молятся за своего Первоиерарха: https://vk.com/wall157435754_1536

- Сергей Шнуров, Олег Газманов ... и старообрядческие иконы: http://starove.ru/news/sergej-shnurov-i-oleg-gazmanov-tseniteli-staroobryadcheskih-ikon/

- Кострома на снимках 1864 г.(!),интересен Богоявленский собор с проявившимися после пожара деталями его древней архитектуры: http://visualhistory.livejournal.com/1601534.html

- северорусские иконы на текущем антикварном салоне на Крымском валу в столице: https://www.facebook.com/severikon/media_set?set=a.1276163095761632.1073741841.100001038617421&type=3

- хороший фильм о св. князе Довмонте - Тимофее Псковском и его сохранившемся доселе мече:



- Казань, заметка и фоторепортаж о реставрации кафедрального собора РПСЦ и устройстве музея старообрядчества при нём: https://kazanfirst.ru/photo/338920

- 10-летие поморского храма в Белгороде, на торжество прибыл губернатор региона Е.Савченко и произнёс немало добрых слов: http://belduma.ru/news/detail.php?ID=29338

- 15 ноября в Доме Русского Зарубежья презентуют недавний труд Е.М.Юхименко о культуре старообрядчества: http://www.bfrz.ru/?mod=news&id=2602

На сей, в общем, положительной ноте и завершу пока.
Предстоящая седмица отмечена нашим ежегодным Освященным Собором (что отражено в заглавии пОста), куда вскоре намереваюсь отбыть (повестка дня, в которой, однако, как водится, возможны изменения, см. п. 1: http://rpsc.ru/docs/soveti-mitropolii/postanovleniya-soveta-mitropolii-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkvi-g-moskva-14-15-sentyabrya-2016-g/ ). Не знаю, смогу ли писать здесь, будучи в Москве ... но совсем исключать такую возможность нельзя:)
почему даже некоторые епископы
"- почему даже некоторые епископы (!) РПЦ МП не молятся за своего Первоиерарха:" - епископ Лонгин (Жар), все таки, в УПЦ МП, ему вроде и не обязательно поминать п.Кирилла.
Re: почему даже некоторые епископы
УПЦ МП - составная часть РПЦ МП,и с т. зр. своих канонов они обязаны поминать своего предстоятеля.

Edited at 2016-10-17 07:30 am (UTC)