o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Грозный и не он один, предсоборный обзор



В Сети чуть ли не сумасшествие в связи с установкой в Орле памятника Иоанну IV Васильевичу (на фото вверху). Автор монумента, кстати, наш старообрядец Олег Молчанов. Интервью с ним: http://ruvera.ru/articles/oleg_molchanov_intervju

Меж тем уже появилась инициатива назвать "Проспектом Ивана Грозного" одну из питерских улиц: http://philologist.livejournal.com/8781901.html

В Новгороде же вспомнили про вечевой колокол и жертв опричнины: http://starcheolog.livejournal.com/201864.html

А это клеймо иконы "Святитель Филипп, митрополит Московский, в житии", Ярославль, XVII век, убиение Предстоятеля Русской Церкви Малютой Скуратовым по приказу Грозного:



Этот находящийся ныне в музее образ в свете новых веяний уберут в запасники?:)
Кстати, повествуется о сем эпизоде и в жизнеописании святителя - мученика, регулярно размещаемом в нашем ежегодном церковном календаре ...
И вот как оно в оригинале:

"Входит царь в соборную церковь Пречистой Богородицы. Святой же Филипп, видя это, совсем не устрашился подобной ярости, предвидя великую смуту для православных, невыносимые, великие, бесчестящие скорби и кары. Просветлел он душою и укрепил свое сердце, начал царю многое из Божественного Писания говорить. Царь же это долго слушал, и, не терпя от святителя обличения, исполнился ярости, и сказал: «Какое тебе, монаху, дело до наших царских решений? Или не ведаешь того, что ближние хотят меня погубить?» Святой же отвечал: «Я — монах, как ты говоришь, для моего Владыки Христа. Ныне же по поданной нам от Пресвятого Духа благодати, по избранию Священного собора и по вашему изволению я — пастырь Христовой церкви. И с тобою я одно в том, что должно делать ради благочестия». Царь же сказал: «Одно тебе, отец святой и честной, говорю: „Молчи!” А нас на сие благослови по воле нашей». Святой же произнес: «Наше молчание грех на душу твою кладет и гибель приносит! Ибо когда кто из корабелыциков ошибется — невеликое зло приносит, а когда ошибется кормщик — всему кораблю гибель несет!» И после того много из Божественного Писания изрек. Царь же ответил: «Владыко святой! Поднялись против меня ближайшие и хотят мне зло причинить». Святой же говорил ему из книг Божественного Писания много полезного. А затем сказал: «Следует тебе, благочестивому царю, говорящих неправду обличить и прогнать от себя, как гниющую часть тела <отсечь>». Царь же сказал: «Филипп, не прекословь нашему могуществу, да не падет на тебя мой гнев! Или сан сей оставь!» Святой же сказал: «Благочестивый царь! Ни молений своих к тебе не обращал, ни через посланных не увещевал, ни богатыми дарами не отяготил руки твоей, чтобы получить эту власть. Зачем лишил меня уединения? И если дерзнешь нарушить каноны — твори, что хочешь. Когда наступило время подвига, не подобает ослабевать!». И тотчас царь удалился в палаты свои в глубоком размышлении, и был очень гневен на митрополита Филиппа. Того же начинания советники и злу помощники — Малюта Скуратов да Василий Грязной со своими единомышленниками беспрестанно всякие лживые наветы возводили на святого и царя уговаривали, чтобы не велел им отстать от такового начинания <потом же и сами пострадали от него>. После этого много зла было в людях православной веры, и от той опричнины поднялось великое возмущение во всем мире, и кровопролитие, и суд неправедный. И от обрушившейся скорби друг друга не понимали! Некии же люди пришли к пастырю ради <его> заступничества, через великий плач кричали, смерть пред собою видя, а говорить не в силах, только показывали следы разных пыток и раны на телах своих. Святой же утешал их словами Божественного Писания. Они же, подкрепленные словами, расходились по своим домам. По прошествии немалого времени, в день воскресный, когда блаженный митрополит Филипп совершал Божественную литургию, пришел царь к церковной службе, одетый в черные одежды, также и другие последователи зла, одетые в такие же черные одежды, да еще и с высокими колпаками на головах своих, подобными уборам, что носят «халдеи». И бояре, и весь синклит таковое же одеяние и облик одинаковый имели. Святой же Филипп, по порядку совершая чин службы, обрадовался приходу царя и исполнился божественного света. И когда стоял он на предназначенном для него месте, царь трижды подходил к нему и благословения просил, святитель же ничего на то не отвечал. И сказали бояре: «Святой владыка! Царь Иван Васильевич пришел к твоей святости, требует, чтобы ты благословил его». Блаженный же, взглянув на него, приблизившись, сказал: «Благочестивый царь! Кому подражать захотел? Таким образом существа своего доброту исторг, ибо в неподобающий образ облекся! С тех пор как солнце начало сиять на небе, не слыхано, чтобы благочестивый царь сам свою державу ввергал в смуту». И после того сказал: «О царь! Мы приносим жертву Господу, а за стенами храма безвинно льется кровь христианская и напрасно умирают». Царь же разгорелся яростью и сказал: «Филипп! Нашу волю изменить хочешь?!» Святой же слова Писания рассыпал, как стрелы. Царь же, святительским наказам и учению нисколько не внимая, на него сильно разгневался и, рукою потрясая, изгнанием грозил, и различными муками, и наветами, способными уничтожить. И сказал царь: «О, Филипп! Нашей ли власти противишься?» Многотерпеливый же страдалец и пастырь духовный не испугался ни наказания, ни угроз мучениями, но душу свою положил за стадо духовных овец, порученное ему Владыкой, и сказал: «Благой царь! Повелению вашему не повинуемся, и замысла, который ты недобро замыслил, не разделяем, если даже и тысячекратно от вас люто пострадаем». И вновь повторял слова Божественного Писания. Царь же, услышав это, исполнился ярости. ... И большое смятение было пред царем, святой же стоял, словно агнец беззлобный среди волков, и с Божьей помощью противился им. Блаженный Филипп, неотступно подвиг свой завершая, ярость цареву обличал: «Прекрати, благочестивый царь, — сказал, — столь недостойное начинание. Вспомни о царях, бывших прежде тебя, которые хорошо жизнь прожили и по заповедям Божьим творили, и после смерти — блаженны. А те, кто скверно царствами правил, — и ныне немалыми проклятиями поминаются». И иные многие поучения, подобные этим, изрек царю. Царь гнева и ярости преисполнился, ничего не отвечал. И повелел отдать святого грубым и немилостивым воинам. Они же взяли его и про себя решили: «Испробуем, — сказали, — беззлобия его и к смерти безобразной осудим его, ибо он противится повелению царя. Если этого умертвим, никого не будет, обличающего беззакония наши, ибо он один неизменен, обличая и наставляя царя». После этого посадили его в зловонное помещение и ноги его забили в колоду со всем усердием. И оскорбляли его гнусно, и железные цепи тяжкие, для того и приготовленные, возложили на шею доброго страдальца, и правую руку святого стянули оковами железными. Ко всему этому еще голодом морить попытались непобедимого, с юности привыкшего принимать пищу раз в неделю! ... Узнал царь о мужественном терпении святого, и осудил его на заточение в город Тверь в Отрочь монастырь, и надзирателей немилостивых повелел приставить к святому. И вскоре после этого сослал. Святой же по дороге много пакостей и унижений принял: на мулах езду, и лишение необходимой пищи, и — просто сказать — всю полноту бед приняла эта многострадальная душа и нисколько не ожесточилась, вспоминая слова божественного апостола Павла, говорящего: «Ничто меня не разлучит от любви Божьей!» Сказал он себе: «По добром размышлении надеюсь, что ни смерть, ни жизнь, ни заточение, ни позор, ни разлука с родными, ни сановные почести, ни иное что из сотворенного Богом не отторгнет меня от любви Божьей. Как Господу угодно, так и будет»". (http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10598)

Далее подборка мнений в тему.
Предлагаю знакомиться под пение воскресных антифонов 8-го гласа, записано на Рогожском вчера вечером (источник: https://vk.com/video178668708_456239036 ):



Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (увеличивается по клику):



Известный историк, автор целого ряда работ по истории политического сыска в России (в т.ч. почти уже классической монографии "Дыба и кнут", где немало и о гонениях на староверов) Евгений Анисимов: http://philologist.livejournal.com/8781146.html

Покойный В.Б. Кобрин (читал лекции у нас в РГГУ:)): http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/GROZNY/GROZNY_2.HTM#6

Официальный сайт Московского Старообрядческого Духовного Училища: http://msdu.ru/2016/04/26/ioann_grozniy/

Некоторые из относительно популярных блогеров - членов РПСЦ:
http://mu-pankratov.livejournal.com/561677.html
http://yuri-loskutov.livejournal.com/680261.html

Но лучше всего почитать древнерусские документы эпохи, например: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3118
И конечно писания самого государя, в частности, хрестоматийную переписку с Курбским. Где царь отстаивает полную свободу правителя "холопей своих миловати же и казнити", т.е., если захочется, делать с людьми абсолютно всё что угодно, невзирая ни на какие ограничения:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8869

Ну, а выводы из всего этого предоставляю сделать самостоятельно ...

Теперь о прочем:

- памятник св. кн. Владимиру на Боровицкой пл. в Москве де-факто уже установлен: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1225854637472963&set=a.133724313352673.24048.100001453154280&type=3&theater

- не лишённые определённой иронии комментарии к очередному служению митр. Илариона (Алфеева) "древнерусским чином" ...



... т.е. как бы по старому обряду: http://diak-kuraev.livejournal.com/1364046.html ; http://kalakazo.livejournal.com/1730717.html

- новости экуменизма с новообрядческим участием (блог определённо с оттенком некоей нездоровой конспирологии, но излагаются там и вполне конкретные факты, потому и ссылка): http://dralexmd.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

- почему даже некоторые епископы (!) РПЦ МП не молятся за своего Первоиерарха: https://vk.com/wall157435754_1536

- Сергей Шнуров, Олег Газманов ... и старообрядческие иконы: http://starove.ru/news/sergej-shnurov-i-oleg-gazmanov-tseniteli-staroobryadcheskih-ikon/

- Кострома на снимках 1864 г.(!),интересен Богоявленский собор с проявившимися после пожара деталями его древней архитектуры: http://visualhistory.livejournal.com/1601534.html

- северорусские иконы на текущем антикварном салоне на Крымском валу в столице: https://www.facebook.com/severikon/media_set?set=a.1276163095761632.1073741841.100001038617421&type=3

- хороший фильм о св. князе Довмонте - Тимофее Псковском и его сохранившемся доселе мече:



- Казань, заметка и фоторепортаж о реставрации кафедрального собора РПСЦ и устройстве музея старообрядчества при нём: https://kazanfirst.ru/photo/338920

- 10-летие поморского храма в Белгороде, на торжество прибыл губернатор региона Е.Савченко и произнёс немало добрых слов: http://belduma.ru/news/detail.php?ID=29338

- 15 ноября в Доме Русского Зарубежья презентуют недавний труд Е.М.Юхименко о культуре старообрядчества: http://www.bfrz.ru/?mod=news&id=2602

На сей, в общем, положительной ноте и завершу пока.
Предстоящая седмица отмечена нашим ежегодным Освященным Собором (что отражено в заглавии пОста), куда вскоре намереваюсь отбыть (повестка дня, в которой, однако, как водится, возможны изменения, см. п. 1: http://rpsc.ru/docs/soveti-mitropolii/postanovleniya-soveta-mitropolii-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-tserkvi-g-moskva-14-15-sentyabrya-2016-g/ ). Не знаю, смогу ли писать здесь, будучи в Москве ... но совсем исключать такую возможность нельзя:)
Tags: Анонс, Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Зодчество, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Москва, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Псков, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments