o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Вороний Остров в Карелии в истории русского староверия

Оригинал взят у sergeyurich в Вороний Остров (иллюстрированный исторический очерк о Расколе)

    Есть в Карелии такое место - Заонежье (земля за Онегой), включает оно в с себя собственно Заонежский полуостров , Кижские шхеры и северо-восточный берег Онежского озера до Чёлмужей. Удивительный по красоте и культурному наследию регион - до сих пор на своих исторических местах стоят более 300 памятников архитектуры и истории. Во времена досюльные жили здесь саамы, карелы и вепсы, но с 13 века началось постепенное заселение земель выходцами из Псковско - Новгородских земель.






    В 1478 году, после многовековой войны, все эти земли, как часть Новгородской республики, вошли в состав Русского централизованного государства. Но переселение русских и ассимиляция ими местного населения продолжалась ещё очень долго, пока русские не стали здесь большинством, создав своеобразную этническую группу "заонежан" со своей особой материальной и духовной культурой.




  Деревня Вороний Остров находится на юго-восточном берегу полуострова, на начало 20 века стояло здесь 29 крестьянских дворов и жило 168 человек. Несколько старых домов сохранилось до наших дней, но интересна деревня эта тем, что в ней расположены аж три часовни.

    Самая крупная - Усекновения Главы Иоанна Предтечи ( примерно 1860 год ) стоит внутри жилой застройки, на повороте дороги и в вершине створа небольшого залива. Часовня проста по своему плану- перекрытые общей двускатной крышей почти квадратная молельня и небольшого размера сени. Самое примечательной в ней это непропорционально крупная колокольня и непривычные для русского деревянного зодчества спаренные окна с полуциркулярными завершениями.

Фотографии:
















    Два остальных храма расположены на небольшом островке Вороньем, который находится в непосредственной близости от берега - там стоит Иоанн Предтеча (1750-1770 гг.) и крошечная часовенка "над крестом".

    Часовни не таких уж и особо интересных форм, но вот содержание одной из них прелюбопытное!!!
    По преданию, в начале 19 века по воде к острову сам приплыл каменный крест, в месте том был возведён деревянный футляр, в котором сей крест и покоится до сих пор. По данным археологии, в Карелии найдено три подобных креста и есть предположение, что вырублены они и привезены из самого Новгорода, но критики допускают, что материал возможно был и местный - известняковые выходы разрабатывались на острове Северный Олений.
    На данном кресте полихромной живописью изображено распятие. Рисунок обтёрся, но хорошо виден. То что местная святыня сделана из камня, позволило ей сохраниться и не исчезнуть на развалах антикваров - видать не заинтересовала "ценителей" старины.






    Но чем было вызвано появление в обычной деревне трёх часовен, да ещё двух из них на острове?
    Дело в том что тут проходили не только торговые пути, но и торная дорога паломников к северным монастырям - Соловкам, Палеостровскому, Выгорецкой киновии, Кийостровскому и другим. Места эти в течении столетий были не только местом проживания старообрядцев, но и главным центром раскольников на Руси.

    А с чего всё началось?
   Это довольно интересная история:

    В середине 17 века патриарху Никону почему то втемяшилось в голову, что книги церковные, по которым столетия велись службы в храмах, нужно переписать и исправить, а так же внести некоторые изменения в проведение служб, иконопись и архитектуру.... Казалось бы, рутинная ерунда, а оказалось не ерунда!

    Время то было неспокойное - мусульмане захватили Иерусалим и Константинополь, а тамошние церковные иерархи нашли спасение в далёком и неведомом Российском царстве. Страна наша переняла Православие византийского образа, признавала главенство Константинополя, но вот развивалась у нас Церковь автономно и наособицу. Поэтому когда эти преосвященные беженцы увидели службы в русских церквях, они конечно ошалели, о чём сразу же сообщили и патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу Тишайшему. Они предложили помощь и советы при правильном переводе священных книг, по организации религиозной жизни.


Алексей Кившенко. "Церковный собор 1654 года"
(патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты), 1880 г.:






    Никон на эти разговоры повёлся, что в последующем привело к огромному количеству смертей и человеческих страданий. Но решение его было вызвано не желанием сбросить с себя дух провинциальности, а исходя из выгод государственных и честолюбивых. Именно тогда возникла идея "Москва - третий Рим", но в данном случае "Рим" это не конкретный топоним, а самый что на на есть "центр мира". До этого Римов было два - собственно итальянский и Константинополь (Византия), но Византия с Грецией в тот момент была разгромлена турками и единственным оплотом Православия оставалась Москва. Для того, что бы вокруг неё объединить всех христиан мира, в первую очередь нужно было стать для них авторитетом, но вот эта сермяжная особенность русской Церкви и была главным препятствием сему!

    Неизвестно желал ли Никон стать вселенским патриархом, но взялся он за дело засучив рукава. Казалось бы не кардинальные и даже мелочные изменения натолкнулись на категорическое неприятие паствы и у тех сразу же появились вожди. Самым известным из них был личный друг, земляк (родились в соседних деревнях) и соратник по кружку "ревнителей благочиния" Аввакум Петров.






    Будучи протопопом (высший сан "белого духовенства" - приходских священников; существовала такая должность с 16 по 19 век), он имел огромный авторитет и власть над умами именно проповедников, батюшек, которые несли слово божие в свою паству, принял категорическую позицию по неприятию всех реформ своего вчерашнего друга.

    Патриарх же, номинально имея большую власть, управлял скорее духовенством "чёрным" -  монахами. Тем не менее реформы претворялись в жизнь - священные тексты приводились к каноническому образцу, двуперстие заменили на троеперстие, иначе стали петь "алилуйю" и многое другое. Вносились изменения в архитектуру (запрет на строительство одноглавых шатровых храмов), ломались повсеместно стены между собственно церковью и трапезной, которая до Никона использовалась совсем для иных дел - было общественным местом типа клуба, приёмной, местом для пития общинного пива и тому подобного. Объединив в одно помещение, патриарх прекратил все эти безобразия - под образами в пьяном кураже вырывать бороду ближнему своему как-то неловко.

    Но время шло и всесильный патриарх попал в опалу к Алексею Михайловичу.





    Вероятно Никон (в миру Никита Минич Минин) имел невероятной силы харизму - вся его жизнь это фантастический взлёт из самых низов к вершинам власти: в молодости убежав из Анзерского скита (Соловки) он поставил свою келью недалеко от Кожеозёрского монастыря, но когда умер архимадрит, братия почему-то именно новичка выбрала новым, а стоило новоявленному архимадриту уехать в Москву для выпрашивания льгот для обители, как его заметил юный царь и от себя уже не отпустил. Через несколько лет Никон уже митрополит Новгородский, ещё через несколько - патриарх вся Руси.






    Вот тут он развернулся по полной: став "собинным другом" Алексея Михайловича, начал самолично управлять государством - вести войны, заведовать казной, принимать послов.... Дошло до того, что в своих грамотах он начал величать себя государём, ибо ставил божественную власть выше монаршей. Взлёт был невероятный, но тот, кто высоко поднимается -  и глубоко падает.

    Никон взял слишком много на себя и попал таки в царскую немилость и это в момент когда идея третьего Рима начала воплощаться на глазах! Значение России среди православных всего мира становилось всё выше и выше, сюда массово переезжали изгнанные из своих земель патриархи и митрополиты, и пусть от паствы их остались рожки да ножки, в церковном мире авторитет их был очень высок. А тут ещё приближался 1666 год, про который мистически пророчили, что именно тогда наступит Конец света и свершится наконец Второе пришествие Христа.


Иверский Валдайский монастырь, основанный Никоном:





    В приближение этой даты Никон решился на невероятное - создать под Москвой комплекс святых мест Палестины.
    Так в 1656 году был основан Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Согнанные со всех окрест крестьяне начали изменять ландшафт - насыпать горы, изменять русла рек, для уподобления скупым пейзажам Палестины был вырублен и выкорчеван весь лес. Реку Истру переименовали в Иордан, появились горы Сион, Елеонская, Фавор. По образцу Храма Гроба Господня был построен огромный Вознесенский собор.






    Что творилось в голове у Никона понять невозможно - то ли он так давал знак, что Русь согласна стать центром христиан всего мира, то ли буквально подготавливал место для пришествия Христа? Второе вполне возможно - после разделения в 1054 году единой церкви на католиков и православных, последние считали католиков еретиками и схизматиками, примерно как мы сейчас смотрим на баптистов. Иерусалим был под пятой мусульман, в Константинополе хозяйничали турки, и если и могло где случиться второе пришествие Христа, то только в России.

    И все эти планы в миг рухнули: в 1666 - 1667 годах Большой Московский Собор собранный по повелению царя Алексея низложил Никона! Судили его приглашённые и пришлые патриархи - Паисий (Александрийский), Макарий Третий (Антиохиский), представители Вселенского и Иерусалимского патриархов. Претензий было предъявлено несколько десятков - тут и "великие на царя хулы" и непристойные сану поступки и даже обвинение в том, что он "два года отца своего духовного немилостливо бил и ему наносил язвы".


Сергей Милорадович. "Суд над патриархом Никоном" (1885 г.):





    Много на Никона повесили собак, но вот в чём его нельзя было обвинить, так это в преследовании раскольников - никаких физических методов он не применял, действовал лишь уговорами и наложением епитимей. А вот те кто низложил его, как раз и приравняли раскольников к уголовным преступникам и понеслось - сжигали их, языки резали, ноздри рвали, на каторгу ссылали...


Григорий Мясоедов "Сожжение протопопа Аввакума" (1897 г.):





    Именно на Большом Московском Соборе расследовали деятельность Аввакума, Лазаря, Епифания и Феодора, где признали их мятежниками против святой церкви и предали анафеме. А так же подвергли ссылкам и заключениям, а впоследствии и казням. Вот и получилось, что с этого Собора и Никона, и противников идей его, увезли в кандалах и бросили в темницы. Вот ведь бывают же такие превратности судьбы!

    Но народный протест это не уняло, а наоборот подстегнуло - первым взбунтовался Соловецкий монастырь.






    Вооружённый протест вылился в "Соловецкое сидение" - восьмилетнюю (1668 - 1676 годы) осаду стрельцами под управлением воеводы Ивана Мещиринова стен монастыря. Осада имела периоды то активных сражений то вялого выжидания. Ни на какие уговоры бунтовщики не шли и борьба эта приобрела героический оттенок у сторонников старого благочестия.
    16 января 1676 года после предательства монаха Феоктиста, который показал тайный путь и раскрыл тайны охраны стен, в монастырь ворвались 50 стрельцов и открыли ворота. Есть предположение, что Феоктист этот не такой уж был и гад, а поддался на обещания Мещиринова, что никаких преследований бунтовщиков не будет, а сдача монастыря лишь успокоит ситуацию. Как бы то ни было, после свершившегося штурма начались казни - монахов сжигали, четвертовали, топили в прорубях, подвешивали на крюках за рёбра, морозили на льду до смерти. Из пятисот защитников крепости жизнь оставили лишь четырнадцати.


Воевода Мещиринов подавляет Соловецкое восстание
(лубок XIX века):






    Следующим полыхнул (в буквальном смысле слова) Палеостровский монастырь (от деревни Вороний Остров до него всего четыре десятка км) - 4 марта 1687 года старообрядцы захватили его. Бунтовщики разослали гонцов в окрестные деревни ко всем ревнителям древлеправославия с призывом поддержать восстание, всего, по приблизительным прикидкам, туда перебралось более 2000 человек.
    На подавление волнений был выслан отряд солдат из Олонца, но получил вооружённое сопротивление и отошёл. Тогда на подмогу ему пришло подкрепление из Новгорода, и совместно они начали штурм. Чтобы не сдаться, старообрядцы заперлись в храмах и подожгли себя. Считается что в том пожаре погибло 2700 человек, цифра кажется завышенной, но монастырь был крупный - только храмов было 4. Вот так в огне приняли мучительную смерть, что бы не пойти на соглашательство с новыми церковными властями почти 3000 мужчин, женщин, детей и стариков.
    Весь ужас ситуации в том, что год спустя история повторилась - и захват и попытка разогнать бунтовщиков и второе самосожжение на том же месте - на этот раз 500 человек. Конечно, времена были глухие и многое воспринимается как легенды, но безусловно Палей-остров является местом, в котором совершено самое крупное самовольное самоубийство в мире.


Палеостровкий монастырь в наше время:





    В 1694 году опять же недалеко совсем - по течению реки Выг был создан крупнейший старообрядческий центр беспоповского Поморского согласия. Постепенно эта киновия превратилась в общность многих скитов и обителей, объединяющей идеей которых было полное неприятие церковных реформ. Просуществовали эти обители, вызывая немалую головную боль у властей светских и религиозных, до 1837 года и к тому времени там раскольниками был создан крупный промышленный центр, в котором занимались выплавкой меди, иконописью, производством кож, керамики, кирпичей, досок, смолы и дёгтя.

    По указу Николая Первого делегация опечатала все храмы и отныне разрешено было там жить только "престарелым и дряхлым, не могущим трудом своим снискать себе пропитание". В 1855 обитель прекратила полное существование и слава Богу что обошлось без самосожжений, но они продолжались по всей стране и долго. Последнее массовое случилось в 1860-х года в Каргополье.
    По подсчётам историков всего, не согласившись с реформами Никона, в огне приняли добровольную смерть около 20 тысяч человек.

    Ничего от тех бурных и драматичных времён не осталось в деревне Вороний Остров - малолюдная деревня со старой застройкой. Время здесь с одной стороны остановилось, а с другой наглядно показывает, что оно обязательно заберёт своё...












    Фотографии и текст Николая Телегина: Николай Телегин (Страны и народы мира. Занимательные факты.).

  P.S.: Некторые рассуждения автора являются несколько спорными, но прочитать этот текст весьма любопытно, особенно интересны сопровождающие его фотографии. Я лишь слегка отредактировал текст, исправил некоторые откровенные ляпы (например, фамилию воеводы Мещиринова, который у автора теста почему-то превратился в Мещерякова) и тому подобные фактические ошибки, а также добавил несколько иллюстаций для того, чтобы читать было интереснее и нагляднее. Прочие рассуждения, вроде времени появления теории "Москва - третий Рим" во середине 17-го века, я исправлять не стал, пускай они останутся на совести автора.

  Сергей Воробьев.


Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Ереси, Зодчество, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…

  • Литургический смайлик:)

    Всех с воскресным днём, Неделей 5-й Великаго поста и памятью преп. МАрии египтяныни! У меня ещё и 17-летие венчания (в 2004 г. в нынешний день…

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments