o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Собор - 2017: воссоединённая Архиепископия, "отсоединённый" кинофестиваль и мысли в этой связи



Ежегодный Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви, как и объявлялось здесь ранее, состоялся на истекающей седмице, с 17-го по 19-е октября 2017-го. Вверху общее фото участников, сделанное после традиционного предсоборного молебна Св. Троице на западной паперти Покровского кафедрального храма на Рогожском (грешныи аз второй слева от открытого дверного проёма в верхнем ряду:)). В Сети уже есть очень качественные обширные фоторепортажи с данного события, из которых выделил бы материалы протодиакона Александра Говорова:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1819186825058362&id=100009011876989&pnref=story
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1819327321710979&id=100009011876989&pnref=story
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1819327455044299&id=100009011876989&pnref=story
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1819522551691456&id=100009011876989&pnref=story
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1820320488278329&id=100009011876989&pnref=story
https://vk.com/wall258103889_1976
https://vk.com/wall258103889_1977
https://vk.com/wall258103889_1978
https://vk.com/wall258103889_1979
https://vk.com/wall258103889_1987
https://vk.com/wall258103889_2048

Но поскольку этот журнал всё-таки мой, размещаю здесь свои снимки, хотя они, конечно, куда менее удачные, чем те что по ссылкам выше:)
Безусловно, центральное событие Собора - подписание Мирной грамоты о восстановлении молитвенного, и в том числе литургического, общения с Древлеправославной Архиепископией (отделилась в 1999 г. от Русской Древлеправославной Церкви, т.н. "беглопоповцев"):



Официальная информация на сей счёт, там же и текст подписанного обоими владыками: http://rpsc.ru/news/os-2017-1/
Несколько связанных моментов:

- перед подписанием, в центре - представители Архиепископии:



- и.о. предстоятеля Архиепископии еп. Пензенский Никодим (Елякин) зачитывает своё обращение к Собору, с выражением стремления к миру и христианской любви:



- после подписания вошедшие в общение с РПСЦ заняли почётные места в первом ряду:



- и участвовали в соборных суждениях (на трибуне - о. Георгий Ефимов):



Не скрою, сие действие почти сразу вызвало достаточно бурную сетевую (да и в реале тоже) дискуссию. Однако после состоявшегося соборного решения она, по-моему, вряд ли продуктивна (во всякому случае, до следующего Собора:)).

Из прочих соборных мгновений, доклад Высокопреосвященнейшего митрополита Корнилия:





Текст выступления: http://rpsc.ru/news/doklad-mitropolita-os2017/

Наконец, сами собОряне в основной массе:





И их постановления: http://rpsc.ru/news/os-2017-postanovlenia/
Обращаю внимание на последнее, под номером кстати 13:)
Им фактически закрывается кинофестиваль им. Саввы Морозова, уже трижды проводившийся на Рогожском, о чём говорилось и в этом блоге.
Основание - известные канонические правила об отрицательном отношении Церкви к актёрству, лицедейству как таковому, как к одной из форм лжи, и к его порождениям - театру и прочим зрелищам. Казалось бы, беззаконие повержено, а благочестие восторжествовало. Но всё ли столь однозначно?

Как ни парадоксально, в истории Церкви, и даже в житиях святых, встречаются случаи, когда некоторые, так сказать, актёрские навыки шли не на вред, а на явную пользу. Так, в Прологе на память св. священномученика Автонома (память 12 сентября, 25-го н.ст.) рассказывается, как во время гонения на первых христиан римского имп. Диоклетиана (284 - 305) святой перемещался между тайными общинами верных, "в воинская облекся", т.е. переодевшись в воина (римские легионеры кстати, как известно, брились; но о том, не делал ли чего св. Автоном и со своею брадою, житие умалчивает:)). Епископ (а данный святой был именно им) выдавал себя за солдата, прямо как форменный артист! Однако с совершенно благой целью: дабы не быть схваченным врагами Церкви, чтобы её чада не лишились Таинств Христовых.
В гораздо более позднее время точно так же поступал восстановитель полноты нашей иерархии святитель и исповедник Амвросий, первый митрополит Белокриницкий. Согласившись на присоединение к Церкви, он пересёк границу между Османской и Австрийской империями не только в одежде казака - некрасовца, но и с паспортом не на своё реальное имя, в чём ему помог атаман Осип Гончаров. Не прояви здесь владыка, прямо скажем, актёрских талантов - не видать бы ему Белой Криницы, а староверам всего мира - законного первосвятителя ...
Рукоположенным им и его преемниками духовным лицам в России, как известно, первое время было отнюдь не сладко, в условиях продолжавшихся преследований со стороны новообрядческих синодально-государственных структур. И здесь, случалось, помогал определённый артистизм. В жизнеописании первого Московского архиепископа Белокриницкой иерархии Антония (Шутова), составленным его ближайшим помощником О(или А:))нисимом Швецовым, будущим святителем Арсением Уральским, читаем: "Архиепископ Антоний при выходе из домов в Москве был дважды схватываем сыщиками. Но для сего архиепископ делал таковую предусмотрительность: намачивал платок в водке и клал его в карман, и когда на него нападали сыщики, он вынимал оный платок и натирал им свое лицо. Тогда сыщики, ощущая от него сильный запах водки, приходили в сомнение о его личности, а он, притворясь пьяным, с помощью извозчиков отбивался и избегал от рук их"(Святитель Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский. Собрание сочинений. Т.2.М. - Ржев, 2010. С. 212). Там же (на с. 213) описывается, как владыка Антоний выдавал себя за дачного сторожа (и даже угрожал полицейским ружьём:)), за банкрота, скрывающегося от кредиторов, за подмосковного огородника "в понитковом халате и поярковой шляпе" ... Всё это помогало святителю совершать служение в крайне тяжёлых внешних условиях того времени.
Если же обратиться к совсем недавним временам, то можно вспомнить, что и один из наиболее ревностно обличавших актёрство на давешнем Соборе молодых священников (не буду называть его имени, но кто в теме тот в курсе:)), до принятия им в сознательном уже возрасте св. крещения, был артистом художественной самодеятельности. В частности, играл в пьесах по самому Вильяму нашему Шекспиру(с:)). Наверное, теперь он станет это отрицать, но, зная сего человека достаточно давно (около 30-ти примерно лет:)), убеждён, что соприкосновение с классикой мировой драматургии сыграло свою роль (вот ведь как по-театральному написал, но уж как вышло:)) в обращении сего мужа ко Христу и Его Церкви. Он, разумеется, искренне и всецело отверг актёрство, но пред тем всё же прошёл через него.
Так и многие современные светские люди на пути духовного развития нередко проходят через этап восприятия высших ценностей через игровую культуру театра и кино. И только совсем уж невежественные могут утверждать, что будто бы вовсе нет в природе пьес и художественных фильмов, которые учат доброму, положительному. А некоторые даже прямо способствуют приходу к Богу. Другое дело, что для находящихся в Церкви в этих предварительных этапах нематериальной жизни внешних нужды уже нет. Как, скажем, школьник не имеет потребности в яслях:) Поэтому Собор был абсолютно прав, оставив для показа в церковных зданиях лишь документальные ленты назидательной тематики. А организаторы отменённого фестиваля, что называется, "перегнули палку", устроив по сути мирской кинотеатр в том же зале, где с пением "Днесь благодать Святаго Духа нас собра" проводятся Освященные и Архиерейские Соборы. Теперь, вероятно, для показа игровых фильмов, скажем так, околостарообрядческой направленности, тем, кто ведёт с их помощью проповедь Истины (не сомневаюсь, что кинофорум им. Саввы Морозова проводился именно с этой благой целью), придётся искать "форпосты" и "плацдармы" подальше от храмовых стен.

И с наступающим Вас воскресным днём!

P.S., здешние материалы о Соборах шести предыдущих лет:

- 2016: https://o-apankratov.livejournal.com/481185.html
- 2015: https://o-apankratov.livejournal.com/443451.html
- 2014: https://o-apankratov.livejournal.com/396051.html
- 2013: https://o-apankratov.livejournal.com/352923.html
- 2012: https://o-apankratov.livejournal.com/304959.html
- 2011: https://o-apankratov.livejournal.com/126841.html ; https://o-apankratov.livejournal.com/127453.html ; https://o-apankratov.livejournal.com/131802.html
Tags: Анонс, Богослужение, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Из жизни согласий, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Москва, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments