o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Фрески Благовещенской церкви Витебска пропали в Музее имени Андрея Рублева

Originally posted by expertmus at Фрески Благовещенской церкви Витебска пропали в Музее имени Андрея Рублева



Благовещенская церковь в Витебске, памятник архитектуры XII в., была взорвана в декабре 1961 г. по указанию председателя Витебского горисполкома Николая Ильича Сабельникова. В фонде археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР), созданном трудами нашего коллеги Олега Германовича Ульянова, долгие годы хранились фрагменты уникальных домонгольских фресок из этого храма, спасённые группой выдающегося русского архитектора-археолога Петра Дмитриевича Барановского.  К сожалению, после прихода в наш Музей директора-разрушителя Геннадия Попова этот фонд вместе с его ценнейшими экспонатами был обречен: http://expertmus.livejournal.com/14569.html Даже само имя Барановского нынешняя администрация ЦМиАР подвергает всяческому поношению: http://expertmus.livejournal.com/25970.html Что уж тут говорить о его наследии?!  

Геннадий Попов, чья профнепригодность хорошо известна в научном мире, попытался избавиться от всего фонда археологии, объявив его «непрофильным» для ЦМиАР: http://expertmus.livejournal.com/9705.html В условиях непрекращающихся гонений, развязанных Геннадием Поповым против ведущих специалистов нашего Музея, спасти благовещенские фрески, увы, не представилось возможным, впрочем, как и «измайловские» иконы, и другие бесценные раритеты из собрания нашего Музея имени Андрея Рублева, которые в нарушение Закона о музейном фонде изъял директор ЦМиАР Геннадий Попов: http://expertmus.livejournal.com/59586.html

Для справки: фресковые росписи Благовещенской церкви, которыми были покрыты все ее стены (не сохранились!), представляли большую художественную ценность. Полагают, что в первый раз росписи уничтожили еще в начале 20-х гг. XVII в., когда главный храм Витебска по приказу архиепископа Иосафата Кунцевича был передан от православных униатам, а уникальные древние фрески были закрашены известью. Архивные и литературные источники, свидетельства отдельных исследователей (например, И.М. Хозерова, П.А. Раппопорта и др.) подтверждают, что до Великой Отечественной войны фрески были спрятаны под наслоениями штукатурки и росписями разных времен. В некоторых местах штукатурка осыпалась и проявлялись отдельные фрагменты, сочетавшие евангельские сюжеты и орнаментальный декор с растительными и геометрическими мотивами. К примеру, на левом, центральном слое подкупольного пространства был виден фрагмент фрески с поясным изображением свт. Николая, на южной стене открылись части фигур, лиц, одежды, даже княжеский головной убор (вероятно, это было изображение одного из витебских князей, ктиторов церкви), на других столпах и на стенах были еще три росписи, свидетельствующие о высоком мастерстве древнерусских художников. Цветовая гамма росписей состояла из коричнево-красных (о коричневом фоне говорят, как о следах одного из пожаров), желтых и зеленых тонов бледной цветовой гаммы с мягкими переходами от одного цвета к другому.

Сегодня можно говорить еще об одной находке археолога Т.С. Бубенько - куске штукатурной обшивки со множеством изображений, знаков, символов (см. илл.). Выделяется исполненный в сложном тератологическом орнаменте крест, по разным сторонам которого процарапаны буквы «IС», «HI», «КА». Просматриваются около десятка разных форм крестов, в левом верхнем углу видно изображение (или икона) святого, несколько геометрических фигур.

Особый интерес у специалистов вызвал ряд граффити Благовещенской церкви, в частности, с изображением двух поясных фигур, которые имели близкие аналогии с гравированными рисунками на медных пластинах в Гродненской нижней церкви начала XII в. Особенно следует отметить рисунок воина, выполненный в технике граффити. Хотя его одежда (плащ) дана обобщенно, даже условно, все же в ней присутствует четкость и выразительность: военные доспехи состоят из панциря и двух рядов вертикально расположенных лат; с левого плеча по диагонали свешивается копье с треугольным наконечником.



Витебская церковь Благовещения неоднократно перестраивалась, изменялась конструктивно. Особенно значительные изменения были внесены в 1619, 1714, 1759 гг. Предание говорит о капитальных переделках, выполненных уже в XIV в., во время княжения Ольгерда. Большие изменения церковь претерпела во время униатов. С 1831 г. церковь Благовещения была передана православному духовенству. Храм находился в запущенном состоянии. Поэтому были приняты оперативные меры по ремонту и обновлению здания. Можно предположить, что основным мотивом было стремление сохранить «драгоценный для России памятник древнего зодчества». Слова эти сказаны в отношении Спасо-Евфросиньевской церкви в Полоцке, восстановление которой также производилось в 1830-е гг. Во время восстановительных работ на месте алтарной перегородки между восточными столпами был установлен каменный иконостас, были расширены и переделаны древние хоры с западной стороны, вместо каменного барабана был возведен деревянный в «византийском стиле». Древние окна (например, в средней апсиде, диаконнике, жертвеннике, южной стене притвора) в большинстве своем были заложены кирпичом. В боковых фасадах и сверху в алтарной апсиде были пробиты новые большие окна. Архитектором Бетини был составлен общий план и план бокового фасада храма.



См. по теме: 
Народныя навіны Віцебска

23/6/11 17:36

Сяржук Серабро


Tags: Зодчество, История Церкви, Москва, Наука, Остроактуальное, Просто интересно, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments