o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

"Новгородские ведомости" о беспоповцах, с моим комментарием



В сегодняшнем, субботнем выпуске указанного издания (орган обл. Администрации, между прочим :)) - статья о староверах - поморцах Волотовского района, с небольшим дополнением в конце от моея худости.
Вот она:

ЧУЖАЯ КРУЖКА, СВОЯ ВЕРА
Волотовские старообрядцы надеются на Бога и сами не плошают

Люди мы без предрассудков, однако сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что человек, заслышав о староверах, первым делом поминает «поганую» кружку, из которой они чужих поят. Хорошо, если этим познания не исчерпываются. А ведь старообрядцы - обычные русские люди. Только с особым укладом, взглядом на мир и своё в нём место.

Уходящая натура

По дороге в деревню Городцы Волотовского района, по сей день слывущей старообрядческой, вспомнил я про давний разговор с наставником беспоповцев на родине, в Латвии. «Кто мы без России?» - спросил я его. «Нет, это она кто без нас!».
А уже в Городцах местная бабушка-староверка с не меньшей категоричностью сказала мне, окая: «Это мы-то роскольники? Никон - вот кто первый роскольник!». Будто и не минуло несколько столетий, как разошлись пути православных. Дело не в чужой кружке, а в своей вере. Новгородчина издавна была одним из оплотов для староверов, многие из которых обосновались в труднодоступных местах.

Между тем еще в царской России со временем осознали, что гонения ни к чему хорошему не приводят. Может, потому и построили в XVIII веке в деревне, населенной ревнителями «древлего благочестия», храм. Православную Троицкую церковь, возвышавшуюся на холме-жальнике, как маяк, закрыли большевики. Летом же 1992 года она сгорела. Говорят, печальный случай - дело рук человеческих. Молодежь по глупости набедокурила. Сейчас построена часовня.
А что до моленной (староверской), так ее в Городцах разобрали до основания еще в 1960-е. Сегодня богослужения совершаются в старой избе, хозяйка которой умерла.

Рассыпавшийся «Гранит»

По преданию местная речка Псижа была когда-то полноводной. Вот и возникло на торговом пути поселение с названием Городцы. Чуть ли не сам князь Александр Невский его «городил». Но это вряд ли - Городецкий округ упоминается в одной из новгородских берестяных грамот, датированной еще XI веком.
Много воды утекло, и Псижа умалилась, и сами Городцы. Новых построек не приметить, бросаются в глаза заброшенные или сгоревшие дома. Что тут осталось? Школа, клуб, котельная... Последние несколько лет «Новгородский бекон» дает работу механизаторам. Впрочем, масштабы дел, конечно, не те, что при совхозе «Гранит», рассыпавшемся в годы реформ. В деревне, когда-то насчитывавшей более тысячи жителей, сейчас около 300 человек. В том числе из самых что ни на есть городецких фамилий. Есть такая присказка: Яшины и Занины всю деревню заняли.
Посидим, поокаем
Наш фотокор Владимир Богданов - как входной билет в здешнее общество, ведь он сам из волотовских староверов. «Виданный человек», - глянула на него местная жительница Галина ГРИНЕВА. «Так я же...» - и Володя выдал целый список родни. В ответ: «Знаем-знаем таких».
Галина Кондратьевна полжизни дояркой отработала, орден Ленина имеет.
- А почему вы говорите корова, а не карова? - спрашиваю я ее.
- По писаному.
- Так по писаному - старовер, а не сторовер.
- Ну на то мы и стороверы.
Хоть и на восьмом десятке Кондратьевна, а скора она на ногу. Свела нас за Псижу к ровеснице своей Зинаиде Николаевой: «Она тут у нас главная». Зинаиду Ефимовну, наоборот, ноги замучили, все больше дома сидит.
- Я и тут окрещу кого, если надо. Там купель стоит, - кивнула она в сторону другой комнаты.
- Женское ли дело, Ефимовна?
- А мужиков не стало.
- Вот так и убудут староверы?
- Это только Господь ведает. Коли нужны ему стороверы, то и будут.
Чудеса духа
Ближе всех к моленной живет Федор Волков, широколицый, с бородой лопатой. Дорога же к храму у него была не из простых. Вот какую историю Федор Васильич рассказал:
- Лет десять назад слег я совсем - русская болезнь у меня была. Кушать уже ничего не мог, а выпить хотелось. Чувствовал, конец приходит. И взмолился я ко Господу: «Спаси! Начну другую жизнь. В моленную пойду». В тот же день зашел ко мне незнакомый человек, поглядел на меня и сказал, что знает, как помочь. Привел свою жену-медика. Всадила она мне кучу уколов. Отлежался, а вечером есть захотел. Пошел к соседям за простоквашей. В общем, жить собрался. А в моленную не с первого раза зашел. Подойду - стыд меня жарит. Но как решился, помолился со всеми, поплакал... С той поры другой я.
Другой Волков - мужик хозяйственный, пчел держит. Жить, говорит, и на пенсию можно. Хоть и маленькая она у него, а еда всегда есть, и он гостю рад: «А поработать попросят, так я могу за спаси Господи помочь».
Староверы не говорят «спасибо». У Федора Волкова такое объяснение: «Спаси Господи - это пуд. А спаси Господи и помилуй Христа ради - десять пуд».
В общем, по-староверски человек и благодарит, и молит, что благодетелю и зачтется по вере его, когда придется держать ответ на Страшном суде. Ну а «спасибо»? С такой колокольни - это, конечно, и впрямь не совсем то же, что и спаси Боже.

Парторг

Василий ЯШИН - последний совхозный партийный «босс». На груди у него большой и красивый старообрядческий крест. По словам старожила, носит он его искренне, а не маскировки ради, пытаясь уподобиться тем, кто в советское время прорабатывал сельчан, чтобы они детишек не крестили, а теперь сам поет на клиросе.
На будущее Василий Илларионович смотрит прагматично:
- Работа нужна, тогда и от молитв больше проку будет.
- А перемены к лучшему есть?
- Есть одна: время перестали на час двигать. И то хорошо.
- Вы хотели бы вообще сдвинуть его обратно?
- Что говорить о невозможном? Факт тот, что в советское время другой был тонус у жизни. Вот вы могли бы сочинить технологию возделывания льна в стихах? А у нас был шутник, всю деревню потешал... Хотите, лещины свои покажу?
И тут будто оттаял парторг, когда стал водить нас по посадкам:
- Свалка деревенская тут была. Разобрал ее. Теперь тут кедры, сосенки, дубки... Вот и они - лещины. Вы по-современному рассуждаете, как бы это продать? А я считаю, пусть детишкам радость будет.
Видно, в душе парторг все же - настоящий старовер.

P.S.
На обратном пути остановились в другой деревне со староверскими корнями. Откуда такое название - Язвино? Присоветовали нам обратиться к одному старожилу. Показал он на холм: «Вон там язва кака жила». - «Кто?» - «Зверушка така». - «И что делала? Народ язвила?» - «А то! Вон нас как мало».
«Неужели у нас остается одна история?» - этим вопросом сегодня задаются сами староверы, исследующие состояние современных деревень. Как бы то ни было, в Городцах веры в завтрашний день не теряют. Пригласили: «Хотите увидеть большие Городцы - приезжайте в другой раз на Троицу». Раз в году Городцы - такие, какими могли бы быть всегда.

Александр ПАНКРАТОВ, настоятель новгородской общины Русской православной старообрядческой церкви:
- С беспоповцами мы в контакте, хорошие отношения поддерживаем - по одним же книгам молимся. Но дела сегодня у общин, когда-то многочисленных, действительно печальные. На старушках вера и традиции держатся. Можно долго рассуждать о последствиях советского периода, когда лучшие представители старообрядчества просто уничтожались. Но дальше-то как быть?
К сожалению, Совет Древлеправославной поморской церкви - расположенное в Петербурге «правительство» беспоповцев, насколько мне известно, - малоактивен по отношению к своим сельским общинам. Они не регистрируются, не хватает организующего начала для восстановления храмов. Но в любом случае нельзя отчаиваться. Мол, деревня умирает, и ничего с этим не поделать. Если человек хочет работать, он выстоит. Это его выбор. Хотя, конечно, для возрождения деревням нашим совершенно необходима, если можно так выразиться, свежая кровь. Я бывал в странах и ближнего, и дальнего зарубежья, где проживают наши единоверцы. Должен признать, что им лучше удалось соблюсти себя и веру. И главное, хотя многие поколения родились вне России, - чувство Родины в них живо. Не зря же живущие в Румынии русские казаки-староверы поют: «Чужа мать не родная».
Очень надеюсь, что мы придем к государственной программе репатриации этнических русских. Они очень нужны России. Понимание этого понемногу укореняется и у власти. Буквально сейчас с администрацией одного из районов нашей области мы решаем вопрос о переселении группы староверов из бывшей советской республики.

***
До 1917 года староверческие общины существовали в большинстве районов области. Почти все старообрядцы были беспоповцами поморского корня. Особенно много староверов проживало на линии Малая Вишера - Крестцы - Окуловка, за Старой Руссой, вокруг Пестова и Сольцов. В настоящее время действуют общины в Новгороде и Старой Руссе, регулярно совершаются службы в Пестове, Окуловке, Крестцах, в поселке Бурга Маловишерского района, в Волотовском районе.
Из статьи В.В. Шамарина «Староверие в Новгородской области»,
Календарь Древлеправославной поморской церкви, 1999 год.

Василий ДУБОВСКИЙ
Владимир БОГДАНОВ (фото)
Источник: http://novved.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=14282
Tags: Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История старообрядчества, Остроактуальное, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное
Subscribe

  • "Наша Индия":(

    Позволю себе немного отвлечься от сугубо церковного. Сегодня, можно сказать, чёрный день в истории, родился преступник № 1 :( В частности, как…

  • Глафира великопостная:)

    Просто красивое фото, сделанное супругой:) И платочек тоже её производства.

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments