o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Спасо-Андрониковское обострение

Спасо-Андроников 1988.jpg

Не знаю, случайно или нет, но именно в Попразднество Пятьдесятницы, сиречь дня Святыя Троицы, происходит обострение ситуации вокруг столичного Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Основным творением коего, как известно, образ текущего праздника как раз и является. Развивается, собственно, уже упоминавшаяся здесь ситуация с возможной передачей РПЦ МП занимаемых музеем уже более 70-ти лет зданий Спасо-Андроникова монастыря: https://o-apankratov.livejournal.com/558134.html 13.06.19 ничем закончилась попытка найти компромисс между музеем и Патриархией на специально созданной Согласительной комиссии: https://vk.com/wall-87755205_8244 В связи с чем представители музея начинают пытаться создавать себе широкую общественную поддержку. В том числе в сетевом пространстве. Сегодня мне (сугубо по личной инициативе) пришлось поучаствовать в виртуальном разговоре на злобу, так сказать, дня, с научным секретарём Рублёвского музея Натальей Комашко, и, насколько понял, некоторыми другими их сотрудниками. Диалог скопирован под катом. А наверху - историческое фото: посещение в июле 1988 г. тогда ещё не действовавшего Спасского собора Андроникова монастыря делегацией Русской Православной старообрядческой Церкви, участниками нашей версии празднования 1000-летия Крещения Руси (опубликовано о.Алексеем Лопатиным: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2204377866298404&set=a.140214386048106&type=3&theater ).

Александр Панкратов Вариант переезда музея в близлежащие клуб и усадьбу не рассматривается?

Наталья Комашко А зачем? Вот вообще зачем в Москве нужен еще один монастырь? Ради которого надо разрушить новую экспозицию, потратить громадные деньги на ремонты и приспособление, да и со зданиями напряженка. Здесь земля дорогая. Усадьбу нам дали как дополнительную площадь (за нее бились с 90-х годов), музей там не поместится. И потом монастырь вообще спасли в свое время под музей только. В указе 47 года так и написано "организовать в стенах Андроникова монастыря Музей Рублева". Это история, которой уже 70 лет. История постоянной борьбы за выживание.

Александр Панкратов Простите, вопрос "зачем" вне нашей с Вами компетенции и полномочий. Раз Патриархия просит, значит ей надо. Про клуб соседний Вы что-то не упомянули. СМИ сообщают будто бы его владельцы не против передать здание музею.

Наталья Комашко Про клуб чистое беспримесное вранье

Наталья Комашко А я вот предпочитаю не слепо отдавать честь патриархии, а думать сначала. Это вопрос в компетенции ОБЩЕСТВА. А не тех, кто просто захватывает собственность в своих интересах.

Наталья Комашко А вы.кстати, видели эти здания, включая клуб?

Александр Панкратов Согласно действующему законодательству распорядителем госсобственности является не абстрактное общество, а конкретное государство, в лице соответствующих чиновников.

Наталья Комашко А чиновники не с неба должны по идее падать, а служить обществу.

Александр Панкратов К сожалению или к счастью (смотря для кого) в современном законодательстве отсутствует механизм участия общества в принятии подобных решений. Но на практике бывает что массовые публичные протесты оказывают воздействие.

Наталья Комашко И это правильно

Наталья Комашко Церковь часть общества, не гоже ей себя ему противопоставлять. А уж культуру рушить совсем уж ни к чему. Этак в полную дикость свалимся.

Александр Панкратов Общество, оно разное. Одни вполне могут поддерживать Патриархию, другие - нет. А решает все позиция первых лиц государства.

Марина Антыпко Ближайший клуб - ДК завода "Серп Молот" - соль на рану, просто. Памятник культурного наследия в стиле постконструктивизм. Совершенно шикарный. 30 лет стоял бесхозный. Сейчас - в руинированном, абсолютно, состоянии. Здание ни к какому использованию не пригодно. Музею его так и не отдали за все годы.
Да, там, если все это восстановить, можно отличные конференции проводить и концерты, может быть, можно устроить реставрационные мастерские или администрацию разместить. Но мы - музей КУЛЬТУРЫ. Архитектурные памятники Андроникова монастыря - часть показа, рассказа, концепции.
Можно ли иконы показывать в помещении доходного дома XIX века, советского ДК или современном здании? - можно. Так делают художественные музеи. В этом нет ничего плохого. Но мы - музей культуры. И идея в том, чтобы рассказывать о культуре более объемно, погружая публику в контекст.

Александр Панкратов Музей все-таки должен быть музеем, а монастырь - монастырем.

Наталья Комашко В смысле? Вы имеете в виду архитектурный ансамбль должен быть монастырем?

Александр Панкратов Церковные здания должны использоваться по первоначальному назначению. А для музеев нужно строить или реконструировать светские постройки, с учетом всех современных требований по нормам температурно-влажностного режима, безопасности и пр. Очень хороший пример - переселение питерского Музея истории религии из Казанского собора.

Марина Антыпко Как верно заметила Ирина Александровна Шалина - новый монастырь можно основать, где угодно. Были бы насельники. А, музей далеко не каждый можно взять и перенести без ущерба на новое место.
Как можно показать церковную архитектуру в современной постройке?

Наталья Комашко Мариша, Александр Панкратов - священник, у него немного особый взгляд, надо это понимать тоже.

Александр Панкратов Посмотрите на здания, специально строившиеся для музеев до 1917 г., многие из них - в древнерусском стиле. Никто не мешает следовать этим примерам и теперь.

Александр Панкратов Священник с высшим образованием музейного работника (музейный факультет РГГУ), осмелюсь уточнить 😊

Марина Антыпко Дело не только в стиле. Невозможно показать древнейшую из сохранившихся каменный построек Москвы за территорией Спасо-Андроникова монастыря. Ее там просто нет :(

Марина Антыпко А новый храм, как раз, построить можно. Вот в 2015 году прямо за стенами монастыря построили и освятили. И, кажется, весьма удачно получилось. Нет?

Александр Панкратов В Великом Новгороде древнейший Софийский собор передан епархии, но музей спокойно водит туда экскурсии. Это все вопрос взаимоотношений ...

Наталья Комашко Полностью согласна, но тут договариваться не хотят. И потом собор - это все-таки не совсем музейная экспозиция в чистом виде.

Марина Антыпко Согласна. Музей постоянно шел на уступки Церкви. Регулярные службы в Спасском соборе проходят с 1990 года. Сейчас храм действует как приходской. Общину его тоже собираются выдворить.
Сейчас музей официально предлагал компромиссные решения. Но не возможно договориться с тем, кто договариваться не хочет.

Александр Панкратов К сожалению, здешние комментарии представителей музея тоже не свидетельствуют о стремлении к компромиссу.

Наталья Комашко Насчет строительства в русском стиле. Это же 19 век! Сейчас новоделы под старину нелепы. Кстати музеи епархиальные прекрасно тогда размещались в монастырях. Вспомните Ипатьевский! Там было прекрасное древлехранилище 1913 году сделанное. Но вы понимаете, наш музей создавался именно здесь рядом с Рублевым. Монастырь под эти имя и идею спасли от разрушения.. Понимаете. что это история людского, не побоюсь сказать, подвига в 1940-е годы. И вот сейчас это все предлагается разрушить. И государство должно на это разрушение вбухать кучу денег и восстанавливать бог знает сколько времени руины, которых музей еще и не имеет к тому же. Вот зачем? Ну вот свет клином сошелся на этом клочке земли? Вот выгоним музей, устроим монастырь - и заживем? Во всем мире в монастырях музеи. В Румынии уже 20 лет назад они там были, да какие! Брали дипломы ЮНЕСКО Золотое Яблоко. Одни мы Иваны, родства не помнящие, предпочитающие новодел подлиннику.

Марина Антыпко Еще раз: в соборе уже есть постоянные службы. - Этого мало?
Музей предлагал передать еще 3 корпуса и сделать отдельный вход, чтобы разделить потоки туристов и молящихся-насельников. Это не компромисс?
По мнению переговорщиков от РПЦ музей должен убраться в ближайшее время из стен обители полностью. Куда? Никого не волнует.
Да, музей может пойти на компромисс, но не на самоубийство же.

Александр Панкратов Переезд это отнюдь не самоубийство, если он должным образом организован и профинансирован. Вот об этом бы и говорить теперь ...

Александр Панкратов В 1940-е годы было одно время, а сейчас другое. Не навязываю никому своего мнения, но считаю что надо решать вопросы достойного перемещения музея без ущерба для него и возрождения монастыря.

Алексей Василенко После переезда экспозиция сократилась в несколько раз

Александр Панкратов Значит надо переезжать так чтобы расширялась 😊

Татьяна Опарина Но даже в новгородской Софии теперь не все можно посмотреть. Например, вход на хоры закрыт. А это сильно упрощает восприятие памятника. Но Вы правы, в данной ситуации это самый лучший пример взаимодействия. В остальном - все намного печальнее

Александр Панкратов Если заранее договориться, пускают и на хоры. Там кстати есть и музейная экспозиция, сделанная епархией.

Наталья Комашко Мы то как раз готовы к компромиссу, может, другую сторону к этому, наконец, призвать?

Александр Панкратов Призвать может некто имеющий над ними власть. У меня её нет. А у Вас?

Источник: https://www.facebook.com/natalia.komashko/posts/2262881320499266?notif_id=1560851044227167¬if_t=comment_mention
Tags: Великий Новгород, Господствующее исповедание, Зодчество, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Москва, Наука, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments