o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

"Огнепальный протопоп", интервью "Новгородским ведомостям"

Аввакум.jpg

Скромный вклад в большой юбилей. Оказывается,опубликовали ещё 07.10.2020:

Исполняется 400 лет со дня рождения Аввакума, лидера русского старообрядчества

Противник Никоновских церковных реформ, человек необыкновенной стойкости — он почти 15 лет просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде и принял мученическую кончину, будучи заживо сожжённым вместе с тремя единоверцами. Последнее, что видели сквозь пламя присутствовавшие на казни, — воздетая к небу рука, благословляющая двумя перстами.

В чём значение близящегося юбилея (Аввакум Петров родился 5 декабря, или 25 ноября по старому стилю) — на этот и другие вопросы «НВ» отвечает настоятель Новгородской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви Александр ПАНКРАТОВ.


— Можно провести параллель с отмечавшимся в 1988 году 1000-летием Крещения Руси. Тогда в последние годы советской власти уже на самом верху стали проявлять интерес к вере, прежде гонимой и стесняемой. Также и нынешнее 400-летие Аввакума — это в определённом смысле водораздел. В наше время происходит возвращение темы старообрядчества в поле широкого обсуждения. В 2017 году состоялся первый визит президента страны в один из наших духовных центров, располагающийся на Рогожском кладбище в Москве. Потом было распоряжение о придании 400-летию государственного статуса. Это внушает надежду на доброе отношение к старообрядцам и в будущем.

— История не знает сослагательного наклонения, но если бы в XVII веке на Руси не оказалось человека такой силы религиозного убеждения, как Аввакум, то, может, не случилось бы и Раскола?

— Он же не один. Аввакум наиболее известен по той ещё причине, что обладал несомненным литературным талантом. Его писания приближены к живому разговорному языку того времени. Однако Раскол — это тема не личности, а отношения к церковному преданию. Движение старообрядчества не могло не возникнуть. Но как всё происходило бы без такой огнепальной личности, как протопоп Аввакум, — это действительно область догадок и предположений.

— Как и то, будь кто-нибудь другой на месте патриарха Никона? Вообще, довольно удивительное совпадение: Никон и Аввакум — нижегородцы по рождению, в молодости состояли в одном религиозном «кружке». А в итоге оказались абсолютно по разные стороны церковной реформы. Известный православный богослов Алексей Осипов утверждает, что были неправы оба. Никон «слишком увлёкся греками» и «решил дугу не гнуть, а — сломать». Аввакум же пошёл на разрыв с Церковью «из-за одних внешних форм».

— Это понятная позиция, однако что для современного понимания — обряд, в условиях XVII века — чин, устав, предание. Внешнее является выражением внутреннего. И если вдруг в «Символе Веры», якобы исправленном, Святой Дух не поименован истинным, то перед религиозным сознанием встаёт вопрос: как так?! Это же искажение сакрального смысла! Что касается правоты и неправоты, напомню о Поместном соборе РПЦ, состоявшемся в 1971 году, на котором с докладом, посвящённом реформе XVII века, выступил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим Ротов. Были сняты проклятья, наложенные на старообрядцев. В той связи, что, как прозвучало на соборе, реформа не имела ни догматических, ни канонических, ни исторических обоснований. Это действительно была переделка русской церкви под современную, на тот момент — греческую. Не принимая во внимание, что Русь сохраняла традиции, которые уже были утрачены Византией, оказавшейся под властью Османской империи. Сами греки научили когда-то князя Владимира креститься двоеперстно. Реформа имела серьезный политический подтекст, поскольку католический Запад мечтал вовлечь Россию в антитурецкую коалицию под обещание земель, населённых православными народами. Наши государи от участия в таком союзе воздерживались, и только царь Алексей Михайлович поддался на эту, как впоследствии выяснилось, провокацию. Церковная реформа требовалась для унификации и облегчения будущего управления единой Всеправославной церковью, чего не случилось. Напротив, в наши дни продолжается, и небезуспешно, политика разжигания розни между православными народами.

— В известном смысле единства недостаёт и самим старообрядцам. Как у вас складываются отношения с так называемыми беспоповцами из Древлеправославной Поморской Церкви?

— Человеческие отношения у нас очень добрые. Кстати говоря, и с новообрядцами тоже. Как писал апостол Павел, «аще возможно мир со всеми имейте». Но есть каноны, запрещающие нам молиться вместе с теми, кто не разделяет в полноте наших убеждений. Так же поступают и беспоповцы. Разделение на толки — результат гонений. Просто не было возможности проводить соборы для устранения возникавших со временем разночтений. Долгая эпоха гонений выработала в старообрядчестве некую особую культуру — культуру несогласия. Мы придерживаемся своего, не вмешиваясь во внешнее.

— Существенное уточнение. В современных условиях слово «несогласие» становится синонимом большой или маленькой смуты.

— Вы, я полагаю, о политике, наше же дело — молитва. Если жить по-христиански, то в стране, да и в мире, всё будет благоустраиваться. Что такое коррупция, если не нарушение заповеди «не укради»? Я не хочу сказать, что именно и только старообрядцы преисполнены всяческой добродетели. Но если было в дореволюционной России такое понятие, как купеческое слово (дороже и крепче любых расписок), то не без заслуги старообрядцев, которых много было в купеческой среде.

— Нынешние реалии порождают шутки про хозяина слова: сам дал, сам взял.

— А мы согласны с Суворовым: «Слову своему будь не господин, но раб».

— Сколько вообще старообрядцев сейчас?

— Такой статистики не существует. И этот вопрос не прояснится до тех пор, пока при переписи не будет введена графа «вероисповедание». Осторожно и приблизительно можно говорить о более чем двух миллионах. При этом есть, и наверняка, много имеющих старообрядческие корни, но в религиозной жизни не участвующих. Есть выходцы из семей, где один родитель — старообрядец, а другой — новообрядец. Например, покойный академик Валентин Лаврентьевич Янин мне как-то говорил, что по материнской линии он происходит из старообрядческой среды.

— То есть никакая не этнографическая редкость. Но настоящий старообрядец — это ментально особый тип русского человека.

— Безусловно! Он хранит в себе некий средневековый тип мышления, отличавшийся целостностью, заметной в отношении к окружающим, к делам — во всём.

— Как вы думаете, чем может быть полезен государству такой характер сегодня?

— Многие наши единоверцы до сих пор проживают в эмиграции. Что характерно, там они оказались в ситуации большей свободы, чем на этнической родине, особенно в экономическом отношении. Как пример — старообрядцы-фермеры Южной Америки. Только там сохранилась традиция огромных хозяйств, принадлежащих семьям старообрядцев. Сейчас наше государство пытается организовать их возвращение. В основном на Дальний Восток, откуда их предки и где, как известно, не хватает народонаселения. И вот проблема: современная российская кредитно-финансовая система не подходит для развития такого типа хозяйств. Наши финансисты даже специально выезжали в Южную Америку за опытом. На мой взгляд, в России назревает необходимость принятия отдельного закона о старообрядцах. По аналогии с казаками. Они — тоже часть русского народа. Но с отличиями.

— Спасибо Аввакуму...

— Опять-таки не ему одному. Мы почитаем и других пострадавших за древлеправославную веру. К слову, наша с вами беседа проходит в день поминовения преподобной мученицы Феодоры, в миру — боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум для старообрядцев свят как мученик и исповедник. В честь него освящены храмы, пишут иконы. О себе скажу: ни одна книга, прочитанная в юности, не повлияла на меня так сильно, как его «Житие».

— Толстой читал и плакал.

— И Горький, и Волошин, и Куприн, и многие-многие другие переживали и восхищались. Мир литературы искусственен, эта же книга написана кровью и душой...

* * *

В Новгородской области при поддержке регионального министерства культуры проведено уже более 40 мероприятий, приуроченных к 400-летию протопопа Аввакума. Впереди — научная конференция в областной универсальной научной библиотеке, выступления старообрядческих хоров.

А в Москве в Доме Пашкова состоится Международный старообрядческий форум с участием глав и представителей старообрядческих церквей России и зарубежья, а также представителей органов власти, деятелей науки и культуры.


Источник: https://novvedomosti.ru/articles/interlocutor/53028/
Tags: Анонс, Великий Новгород, Добрые дела, История старообрядчества, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments