Орловское старообрядчество. 1 часть.

Оригинал взят у daria_iz_orla в Орловское старообрядчество. 1 часть.
Все, надоело ждать когда картинки начнут грузиться. Нарушу последовательность статей. Опубликую кусок исследования, картинок не предполагающий. А потом посмотрим.

Много важных страниц истории Орла связано со старообрядчеством. Орловские старообрядцы имели большие капиталы, занимались благотворительностью, собирали иконы и книги, строили храмы и дома. Потому, их вкусы и предпочтения, безусловно, влияли культуру и искусство города, на каменную и особенно деревянную архитектуру. Но, несмотря на очевидную важность и существенную роль в жизни Орловщины, кроме узкого круга специалистов о них мало кто знает. Тем не менее, я убеждена, что, не зная этой страницы нашей истории нельзя понять прошлое Орловского края до конца.
Для удобства читателей я решила разделить свой рассказ на две части. Первая часть – краткая историческая справка по истории старообрядчества в Орловской губернии, то что удалось найти в литературе. Это очень специфическая часть текста и не всем моим читателям она будет интересна. Сведения для нее, почерпнуты из научных статей орловских специалистов по старообрядчеству.
Вторая часть – уже пойдет как обычная для моего блога статья по истории улиц и домов Орла. В данном случае речь пойдет об известных мне домах орловских старообрядцев.

1 часть.

На Орловщине старообрядцев было не так много как в других более известных центрах их проживания. Впервые старообрядчество появились на территории Орловщины еще в 17 веке, в среде выселенных из Москвы стрельцов. Их ссылали в наши края после восстания 1682 года. Среди них были и поповцы и беспоповцы.
Большинство орловских старообрядцев было купцами и ремесленниками. Среди них богатейшие купцы Орловщины – Васильевы, Ситниковы, Соломатины и Масленниковы. Предки многих купцов, таких как Серебренниковы (хозяева известного дома в силе модерн на Комсомольской), Сухановы и Курляндские, так же были старообрядцами, происходившими из высланных московских стрельцов.
Как по всей территории России, орловское старообрядчество переживало взлеты и падения. От относительного либерализма времен Екатерины II, до обострения преследований в царствование Николая I и разрешения на строительство храмов при Николае II в начале 20 века. К началу 19 века и на всем его протяжении на территории губернии и в самом Орле бытовало несколько толков и согласий.

Беспоповцы.

На территории Орловской губернии было много беспоповцев. Одним из самых распространенных согласий в их среде было федосеевское. Появились в губернии они, скорее всего, в конце 18 века. Центрами их проживания был Орел и села Кромского уезда. По словам историка Г.М. Пясецкого (1838 -1900) в конце 19 века федосеевцы имели отдельную молельную на Кампанской улице (теперь Чапаевская), вокруг нее существовало небольшое замкнутое поселение. Всего в городе их насчитывалось около 107 человек.
Мене чем федосеевцы в Орле были распространены поморцы, жившие небольшими семейными группами. О них известно мало.
Небольшим в количественном отношении беспоповским толком в Орловской губернии был филипповский толк. Местом расселения его приверженцев, с начала 19 века в основном был Кромской уезд. Во второй половине 19 века орловские филлиповцы разделились на три направления «ситниковцы», «базинцы» и «гуляевцы».
На рубеже 19 и 20 века первое место среди беспоповских толков по количеству заняли новопоморцы. Это было самое либеральное из всех орловских течений. Новопоморцы Орла и губернии не отказывались от новшеств в костюме и быте, отдавали своих детей в городские школы, посещали театры, читали газеты.

Поповцы.

Из отрывочных исторических сведений известно, что в 18 веке, орловские староверы-поповцы имели несколько молелен и священников «перебежавших их официальной церковной организации». Однако в конце 18 века начался кризис, связанный с нехваткой священников, из-за чего в начале 19 века многие изъявили желание присоединиться к единоверию. Единоверцам отдали отнятую у беглопоповцев каменную часовню на левом берегу Оки. В 1841 году ее переделали на Успенскую Новоблагословенную церковь. А с 1872 по1886 год она была перестроена и приобрела известный по открыткам вид.
После этого в городе и окрестностях осталось еще две деревянных молельни Никольская на Лутовском кладбище (за чертой города) и Христорождественская в рыбных рядах. Последняя упоминается в рассказе Н.С. Лескова «Грабеж». Ее тоже вскоре закрыли.
В 1850-е годы на Орловщине появляются первые австрийцы (подчинявшиеся белокриницкой иерархии образованной в 1846 году). В это же время им разрешили построить молельную на берегу Оки. Селились они в основном в самом Орле. Однако их было очень немного - к началу 20 века чуть более 100 человек.
История беглопоповской общины в период середины - конца 19 века менее ясна. Из-за скудности и противоречивости источников, местные специалисты выдвигают различные версии и толкования событий. Известно, что «австрийщину» и единоверие приняли не все орловские поповцы. И общины беглопоповцев продолжали существовать. Известно о нескольких молельнях, которые в разное время закрывались, опечатывались и даже разрушались.
В литературе встречается мнение, что за годы притеснений у части беглопоповцев из-за отсутствия постоянного священника развился обычай – «заменять иереев уставщиками в молельных, которые проводили богослужение по беспоповскому образцу».
Совсем странна и не понятна история старообрядческого Лутовского кладбища часовен и храмов на нем стоявших. О них я расскажу отдельно.
После указа Александра III о веротерпимости к старообрядцам им было разрешено открыть прежде запечатанные часовни. В этот период центром беглопоповства в Орловской губернии становится Дмитровск, где была вновь открыта стоявшая запечатанной соборная церковь.

По переписи 1909 года в Орловской губернии насчитывалось 8481 старообрядцев. В краеведческой литературе пишут, что в это время в Орле действовало два храма старообрядческий на Лутовском кладбище и единоверческий. Беспоповцы, по праздникам собиралась для молитв в часовнях и частных домах наиболее уважаемых членов общины.

Самые тяжелые времена наступили для орловских общин после 1917 года, кода все храмы и часовни постепенно были закрыты, а затем и разрушены. С этого времени старообрядческие общины Орла стали распадаться. К тому же дети многих из членов общин, учившиеся в советских школах и ВУЗах, исповедовали уже другие ценности и верой предков интересовались редко. Самые убежденные из староверов уезжали в Москву и Курск, присоединяясь к местным более крупным сообществам. Беспоповцы продолжали тайно собираться в домах по праздникам вплоть до конца 60-х годов, когда активные члены их общин умерли или разъехались. На сегодняшний день, насколько мне известно, в городе нет ни одной общины, и орловское старообрядчество почти прекратило свое существование.

Основные источники:

1. Комова М.А. Лютых А. Культура старообрядцев Орловской губернии на основе исторических и иконографических источников. // Ученые записки. Том 3, выпуск 3. Орел: ОГУ, 2005.

2. Комова М.А. Абакумов С.Н.. // Православная и отечественная культура. 2006, том 3.

Заинтересовались?
А я вот еще хотела в "старой вере" выложить, но не знаю подойдет ли им. И ЖЖ еще плохо работает.
Благодарю за этот материал, ожидаю продолжения :)
Не знаю как у Вас, у меня ЖЖ вроде как снова в норме :)
И хорошо: очень не хотелось бы куда-то переходить :(
Мы ведь вообще консервативные :)
Это не совсем моя информация, она вычленина из литературы. Моя будет потом, но ее тоже немного.:0))
У меня ЖЖ еще барахлит. Может завтра будет лучше.
Ещё бы рассказали о современном старообрядчестве Вашего края...
Я в конце пишу что насколько мне известно его нет. Так единицы остались если.
Может в деревнях, где есть. Я искала, пока никого не нашла.
В Белгороде есть довольно активная община поморцев, у них новопостроенный храм: http://samstar.ucoz.ru/publ/60-1-0-233 Наверняка поддерживают контакты с кем-то из своих в соседнем регионе...
Курск мне кажется ближе чем Белгород, но там сказали, что никого не знают в Орле и области.
Поинтересуюсь конечно, только не сразу. Времени сейчас нет так глубоко копать. А так конечно , самой интересно. :0))