o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Орловское старообрядчество. 1 часть.

Оригинал взят у daria_iz_orla в Орловское старообрядчество. 1 часть.
Все, надоело ждать когда картинки начнут грузиться. Нарушу последовательность статей. Опубликую кусок исследования, картинок не предполагающий. А потом посмотрим.

Много важных страниц истории Орла связано со старообрядчеством. Орловские старообрядцы имели большие капиталы, занимались благотворительностью, собирали иконы и книги, строили храмы и дома. Потому, их вкусы и предпочтения, безусловно, влияли культуру и искусство города, на каменную и особенно деревянную архитектуру. Но, несмотря на очевидную важность и существенную роль в жизни Орловщины, кроме узкого круга специалистов о них мало кто знает. Тем не менее, я убеждена, что, не зная этой страницы нашей истории нельзя понять прошлое Орловского края до конца.
Для удобства читателей я решила разделить свой рассказ на две части. Первая часть – краткая историческая справка по истории старообрядчества в Орловской губернии, то что удалось найти в литературе. Это очень специфическая часть текста и не всем моим читателям она будет интересна. Сведения для нее, почерпнуты из научных статей орловских специалистов по старообрядчеству.
Вторая часть – уже пойдет как обычная для моего блога статья по истории улиц и домов Орла. В данном случае речь пойдет об известных мне домах орловских старообрядцев.

1 часть.

На Орловщине старообрядцев было не так много как в других более известных центрах их проживания. Впервые старообрядчество появились на территории Орловщины еще в 17 веке, в среде выселенных из Москвы стрельцов. Их ссылали в наши края после восстания 1682 года. Среди них были и поповцы и беспоповцы.
Большинство орловских старообрядцев было купцами и ремесленниками. Среди них богатейшие купцы Орловщины – Васильевы, Ситниковы, Соломатины и Масленниковы. Предки многих купцов, таких как Серебренниковы (хозяева известного дома в силе модерн на Комсомольской), Сухановы и Курляндские, так же были старообрядцами, происходившими из высланных московских стрельцов.
Как по всей территории России, орловское старообрядчество переживало взлеты и падения. От относительного либерализма времен Екатерины II, до обострения преследований в царствование Николая I и разрешения на строительство храмов при Николае II в начале 20 века. К началу 19 века и на всем его протяжении на территории губернии и в самом Орле бытовало несколько толков и согласий.

Беспоповцы.

На территории Орловской губернии было много беспоповцев. Одним из самых распространенных согласий в их среде было федосеевское. Появились в губернии они, скорее всего, в конце 18 века. Центрами их проживания был Орел и села Кромского уезда. По словам историка Г.М. Пясецкого (1838 -1900) в конце 19 века федосеевцы имели отдельную молельную на Кампанской улице (теперь Чапаевская), вокруг нее существовало небольшое замкнутое поселение. Всего в городе их насчитывалось около 107 человек.
Мене чем федосеевцы в Орле были распространены поморцы, жившие небольшими семейными группами. О них известно мало.
Небольшим в количественном отношении беспоповским толком в Орловской губернии был филипповский толк. Местом расселения его приверженцев, с начала 19 века в основном был Кромской уезд. Во второй половине 19 века орловские филлиповцы разделились на три направления «ситниковцы», «базинцы» и «гуляевцы».
На рубеже 19 и 20 века первое место среди беспоповских толков по количеству заняли новопоморцы. Это было самое либеральное из всех орловских течений. Новопоморцы Орла и губернии не отказывались от новшеств в костюме и быте, отдавали своих детей в городские школы, посещали театры, читали газеты.

Поповцы.

Из отрывочных исторических сведений известно, что в 18 веке, орловские староверы-поповцы имели несколько молелен и священников «перебежавших их официальной церковной организации». Однако в конце 18 века начался кризис, связанный с нехваткой священников, из-за чего в начале 19 века многие изъявили желание присоединиться к единоверию. Единоверцам отдали отнятую у беглопоповцев каменную часовню на левом берегу Оки. В 1841 году ее переделали на Успенскую Новоблагословенную церковь. А с 1872 по1886 год она была перестроена и приобрела известный по открыткам вид.
После этого в городе и окрестностях осталось еще две деревянных молельни Никольская на Лутовском кладбище (за чертой города) и Христорождественская в рыбных рядах. Последняя упоминается в рассказе Н.С. Лескова «Грабеж». Ее тоже вскоре закрыли.
В 1850-е годы на Орловщине появляются первые австрийцы (подчинявшиеся белокриницкой иерархии образованной в 1846 году). В это же время им разрешили построить молельную на берегу Оки. Селились они в основном в самом Орле. Однако их было очень немного - к началу 20 века чуть более 100 человек.
История беглопоповской общины в период середины - конца 19 века менее ясна. Из-за скудности и противоречивости источников, местные специалисты выдвигают различные версии и толкования событий. Известно, что «австрийщину» и единоверие приняли не все орловские поповцы. И общины беглопоповцев продолжали существовать. Известно о нескольких молельнях, которые в разное время закрывались, опечатывались и даже разрушались.
В литературе встречается мнение, что за годы притеснений у части беглопоповцев из-за отсутствия постоянного священника развился обычай – «заменять иереев уставщиками в молельных, которые проводили богослужение по беспоповскому образцу».
Совсем странна и не понятна история старообрядческого Лутовского кладбища часовен и храмов на нем стоявших. О них я расскажу отдельно.
После указа Александра III о веротерпимости к старообрядцам им было разрешено открыть прежде запечатанные часовни. В этот период центром беглопоповства в Орловской губернии становится Дмитровск, где была вновь открыта стоявшая запечатанной соборная церковь.

По переписи 1909 года в Орловской губернии насчитывалось 8481 старообрядцев. В краеведческой литературе пишут, что в это время в Орле действовало два храма старообрядческий на Лутовском кладбище и единоверческий. Беспоповцы, по праздникам собиралась для молитв в часовнях и частных домах наиболее уважаемых членов общины.

Самые тяжелые времена наступили для орловских общин после 1917 года, кода все храмы и часовни постепенно были закрыты, а затем и разрушены. С этого времени старообрядческие общины Орла стали распадаться. К тому же дети многих из членов общин, учившиеся в советских школах и ВУЗах, исповедовали уже другие ценности и верой предков интересовались редко. Самые убежденные из староверов уезжали в Москву и Курск, присоединяясь к местным более крупным сообществам. Беспоповцы продолжали тайно собираться в домах по праздникам вплоть до конца 60-х годов, когда активные члены их общин умерли или разъехались. На сегодняшний день, насколько мне известно, в городе нет ни одной общины, и орловское старообрядчество почти прекратило свое существование.

Основные источники:

1. Комова М.А. Лютых А. Культура старообрядцев Орловской губернии на основе исторических и иконографических источников. // Ученые записки. Том 3, выпуск 3. Орел: ОГУ, 2005.

2. Комова М.А. Абакумов С.Н.. // Православная и отечественная культура. 2006, том 3.

Tags: Из жизни согласий, История старообрядчества, Наука, Староверы и внешние
Subscribe

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • К годовщине кончины о. Леонтия Пименова

    Замечательное фото со страницы в Фейсбуке кинорежиссёра Игоря Пименова (автора недавнего хорошего фильма о старообрядчестве:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments