o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Храм Спаса Преображения на Ильине улице, ч. 2: внутри

Ч. 1, снаружи: http://o-apankratov.livejournal.com/85274.html



"Граффити" на двери к старине, понятно, не относится :)


Первое, что поражает по входе - ОГРОМНЫЕ пустые пространства :(
А ведь расписано было ВСЁ :(
Как много было и как мало сохранилось! :(
"Постарались" для этого в основном в XVIII - XIX вв., т.е. после никоновских реформ :(

Вид от современного входа в южной стене на противоположную северную:



Слева вверху - построенная в сов. время лестница для подъёма к росписям в куполе. Справа - расписные брусья - тЯбла, остатки конструкции иконостаса (2-я пол. XVII в.).

Если пройти чуть вперёд и посмотреть наверх, справа, на восточной стене, можно заметить отдельные фрагменты живописи:



Но если, не поднимая головы, взглянуть сразу направо от входа, окажется, что в диаконнике остатки фресок гораздо значительнее:



Вверху, на первом плане - расписное тЯбло XVII в.

За ним - образА святителей:



Предполагают, что это (слева направо) свв. Поликарп Смирнский и Климент Анкирский.

А на правой стене диаконника, внизу, - ниша, закрытая вот такой дверцей:



Коробка чуть ли не первоначальная :)

Если пройти прямо от входа и обернуться на южную стену, вверху предстанет следующая картина:



Обратите внимание на декорацию в оконных откосах: просто, но сильно :)

Посмотрев на юг, отходим к ныне закрытым главным, западным дверям, и оборачиваемся лицом к алтарю:



За горним местом хорошо заметно заложенное при сов. реставрации большое окно, пробитое примерно в кон. XVII в.

Детали конструкции иконостаса (обычно игнорируемые путеводителями и т.п. лит-рой):



Это левая (северная) половина.

Одно из тЯбел в увеличении:



И другое, в южной части сооружения (за ним видна часть росписи XIV в.: круг с Голгофским Крестом):



Красиво расписаны :) А ведь здесь были ещё и образА ...
Парадоксально, но пока не встречал ни одной (!) старой фотографии иконостаса столь известного храма:(
Приходилось читать лишь краткие словесные описания отдельных, наиболее ценных из находившихся в нём икон :(
Росписи, видимо, "затмили" всё :( А может, найдётся когда-нибудь?

Алтарь, с фрагментами живописи:



Его нижняя часть, раскрытая раскопками 1970-х гг.:



Уровень первоначального пола - более чем на метр ниже современного.
В центре - кирпичный престол, за ним видна полукруглая каменная скамья у такой же стены, для сидения священников во время чтения Апостола на литургии,т.н. синтрОн. В центре - архиерейское седалище.
Надо всем этим заметны нижние части росписей, хорошо сохранившие почти исконную яркость красок: над местом епископа - Спаситель на Престоле (сохранились лишь Его ноги), справа и слева - т.н. полотенца.

Фрагмент их:




Верхняя часть алтарных стен и купол:



Знаменитый Спас в своде главы едва заметен - слишком темно :(

Слева от алтаря расположен жертвенник:



Первоначальный пол в нём:



Отдельные плитки - поливные, тёмно-зелёные и бордовые.

Если здесь обернуться на юг, увидим всю солею:



Пол XIX в. весьма добротен, амвон и ступеньки перед местами, где были боковые двери иконостаса - гранитные. Хорошо, что он сохранился после стольких реставраций :)

Главная же достопримечательность, увы, лишённой фресок северной стены, у коей мы мысленно стоИм, - деревянная входная дверь, едва ли не исконная:



Полномочий отодвинуть электрообогреватель у меня не было :)

Чуть левее - витрина с фрагментами росписей, найденными во время раскопок.
По ним видно, насколько ярким и многоцветным было первоначально творение ФеОфана (хотя некоторые специалисты с этим тезисом и не согласны; но это уже отдельная тема):



Теперь смотрим на западную стену:



Вверху - "полати",или хОры, в центре - деревянный настил, соединяющий угловые камеры, где располагались приделы.
Внизу - ещё одна старинная (скорее даже древняя:)) входная дверь.

Она же поближе:



На сводах под верхними приделами - изображения свв. жен.
Что неудивительно, ведь в западной части церкви, по традиции, молились лица женскаго полу ( в некоторых старообрядческих общинах, где сохранился сей обычай, её доселе называют "бабнИк":))
Остаток образа справа от зап. входа:



Слева от того же входа росписи сохранились получше, два лика один против другого (справа, почти в углу - вход на хОры):



Тот, что прямо на зап. стене, св. царица Александра:



И напротив, влмц. Варвара:



Вход на внутристенную лестницу, ведущую на хОры, расположен в сев. части зап. стены. Он тоже был расписным:



Любопытно, что, судя по сохранившимся металлическим деталям навесов, здесь было двое дверей - снаружи и изнутри. И неспроста: хОры часто служили хранилищами ценностей, причём не только церковных, но и принадлежавших отдельным прихожанам (как в банк клали, только процентов не было:))
Кованых дверей (как и тех сокровищ:)) давно уже нет, и мы можем подняться по узкой лестнице с высокими, как водится, ступенями:



Над которыми - целая система ступенчатых сводиков:



Выходим на хОры и смотрим прямо и чуть вниз, на алтарь:



Немного поднимаем голову:



Справа вверху - остатки фигуры Богородицы из "Благовещения".

Вид на купол:



Поперёк снимка - металлическая связь, замаскированная под дубовую путём заключения в дощатый короб :) Приём послевоенных реставраторов :)

Справа - б. придел свв. Козьмы и Дамиана.
Его стены ныне абсолютно пусты (а были, понятно, расписаны):(
Интересно, что даже в столь небольших помещениях в своды вставляли т.н. "голосники" - резонаторы для лучшей акустики, коими служили глиняные горшки, замурованные горлом внутрь:



Вид из одного придела в другой через хоры:



По счастью, левый придел, вО имя Св. Троицы, сохранил значительную часть фресок.

"Полотенце" слева от входа в него:



Проходим и смотрим направо и вверх:



Прямо перед нами - святитель (Никифор Катавадский?):



В северо-восточном углу вверху, в б. придельном алтаре, - знаменитая "Троица", всё время сравниваемая искусствоведами с рублёвской:



Оборачиваемся назад и видим зап. стену:



В самом верху слева - очень известный образ преп. Макария египетскаго, в виде седовласого старца со вскинутыми руками. Справа от него, в круге - св. муч. Акакий.

Фрагмент той же стены:



Окно здесь также имеет остатки декорации:



А это уже южная стена, расписной проём, через который вошли:



Над ним - Знамение Богородицы (справа - Архангел Гавриил):



Ещё выше - хрестоматийные столпники:



Моления на поднятых над землёй хОрах явно воспринимались как подражание их подвигу :)

Вот, собственно, и всё :(
Малые по сути "осколки былого величия" :(
Слава Богу, что хоть они сохранились ...

В заключение - великая купольная роспись (фото, понятно, уже не мои):





И совсем уж "довесок" (это опять аз снимал:)) - остатки наружной живописи у киотца на восточном фасаде, слева от алтарной апсиды:



Напоследок полюбуемся яблонькой у соседнего Знаменского собора:



И бросим прощальный взгляд на Спасский храм и окрестности:



Масштабный вышел репортаж :)
Но оно, согласитесь, стоило того :)
Tags: Великий Новгород, Зодчество, Месяцеслов, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments