- прот. Аввакум почему-то не крестится и не кланяется на молитве "Ненавидящих и обидящих, а кладёт земной поклон в конце её, хотя по Уставу там его нет;
- совершенно несоответственно закадровое певческое сопровождение сцены венчания царя Алексея: звучит партес, да ещё и с женскими(!) голосами. Хотя, наверное, вполне могли бы исполнить замечательное песнопение "Святии мученицы", поющееся как раз когда новобрачных водят вокруг аналоя, что показано в фильме. К тому же царскую невесту именуют по-никониански "МарИя", а не по-дораскольному "МАрия";
- при усмирении Соляного бунта в руках у патр. Иосифа крест где-то 2-й пол. 18 в., явно барочный;
- изменён эпизод с неблагословением Аввакумом брадобрийцы - сына воеводы. По "Житию", никто после того не хотел утопить протопопа с камнем на шее, не устраивал ему экзамен на знание псалмов с последующим примирительным застольем. Сбросили с корабля в Волгу, да и всё! Здесь же вообще непонятно, как будущий священномученик оказался потом на берегу;
- проскальзывают характерные ошибки слабо знакомых с церковнославянскими текстами чтецов: говорят "чЕстнаго" вместо "честнАго", "знамЕние" вместо "знАмение";
- изображая "единогласную" службу, заставили Аввакума читать кафизмы, что, скорее, не он сам делал. Да ещё и в полном облачении, посреди храма, с диаконом рядом, будто это полиелеос или иной торжественный момент :)
- удручает попытка выдать за ХУтынь и Великий Новгород Кирилло-Белозерский монастырь и Суздаль. Это, что называется, совсем уж "шито белыми нитками":( Ведь у нас сохранилось немало зданий, помнящих события Никонова архиерейства (1650 - 1652), вполне могли бы приехать поснимать и сюда, "на натуру", так сказать;
- хороша сцена проповеди Неронова, и артист, считаю, играет его весьма неплохо, проникновенно даже. Но по окончании "Много лет ти, честныи отче" отчего-то не поют;
- появляется какая-то нездоровая "голая" линия: купающийся без порток Аввакум, простите, блудливая "инокиня Анфиса" :( Может, для 2-го канала это "то что надо" (современной публике),но на "Культуре" смотрится ... явно некультурно :(
Но всё равно в целом положительно :)
И молодцы, что настоящих греков нашли на роли восточных иерархов, по-моему, весьма натурально изображают :)
Ещё понравилось, как ненавязчиво, но от того не менее (если не более:)) убедительно, показана эволюция Никона из русского "ревнителя благочестия" во "вселенского" властолюбца, он как бы постепенно переходит некую очень тонкую грань ...
Что же, будем дальше смотреть и делиться впечатлениями ...