o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

"Раскол", серии 9 и 10 + последующее обсуждение

Что "заметилось":
- Никон вряд ли делал торжественные выходы в окружении разодетых ... боярынь, что показано в самом начале 9-й серии;
- не припомню в Житии Аввакума эпизода с блудом ... прямо в храме :(
- "единый аз" неточен в словах благословения трапЕзы, при сем иерей говорит "рабом Своим", а не "Твоим", как слышно в кино (в рассматриваемых сериях это повторено 2жды);
- Аввакум упоминает "Третий Рим" только как слова, частые во устах Никона, откуда несведующие могут приписать оному иерарху и авторство сей концепции, реально возникшей задолго до того, в 15-м столетии. Тогда как и старообрядцы её придерживаются,но в первоначальном, духовном, а не геополитическом значении: 3-й Рим - не просто некая мегаимперия, а в первую очередь последнее православное царство, главная задача коего - твёрдо хранить веру, а не бесконечно пытаться расширять свои земные пределы;
- неправильное ударение: "АнтиОхия" вместо "АнтиохИя";
- про поход на Стокгольм верно, это идея Никона (совершенно безумная, конечно). Однако он не прислал её с гонцом к царю под осаждённую Ригу,а публично высказал ещё в Москве, благословляя войска в поход на шведов. Но, скорее всего, в показанный в фильме момент эту мысль вполне могли поминать "добрым словом":) Кстати, ту вражескую столицу у нас называли тогда "Стекольна", что в нашем кино, вероятно, осовременено для лучшего понимания большинством зрителей;
- избрание Алексея Михайловича "королём Польским" в реальности было довольно-таки малозначительным и кратким эпизодом, над Варшавой он, как известно, так и не воцарился по-настоящему;
- слова молитвы Григория (Иоанна) Неронова - нестарообрядческие: "упокой раба Твоего" вместо "покой раба Своего", "Во Царствии Своем" вместо "Во Царствии Си":(

Теперь про обсуждение ("Части целого", понимаете ли:))
Думал, замечаний будет много. Но приятно ошибся, почаще бы так:)
О.Тихон (Шевкунов) сразу намекнул, что дружба царя и патриарха при фактическом главенстве последнего есть хорошо. "Подставился" то есть...
То же самое, к сожалению, сделал и наш о.Леонтий, зачем-то присовокупив к примерам искренней веры людей 17-го в. суеверия вроде плевков через плечо:( Чем, конечно, не приминул воспользоваться его оппонент, справедливо сказав,что настоящая вера проявляется отнюдь не таким образом.
Однако о.Леонтий вполне ответил на выпад, напомнив, сколько доносчиков и иных угодников властей было среди верующих в ХХ веке, а не одни мученики,от безбожных пострадавшие,о которых говорил о.Тихон как о примере, как бы аналогичном гонениям 17-го столетия.
Всеми участниками заметно преувеличивалась роль Никона. Уж совсем простаком выставили царя-батюшку :) Тогда как будь всё в одном патриархе, с его отстранением реформа и закончилась бы. Но случилось совершенно иначе ...
Здесь же - и откровенные мифы про Никона - аскета (как будто не читали расходных книг Патриаршего двора его времени и особенно дел о жизни б.патр. в ссылке, более ста лет назад опубликованных!)да про Никона-единоверца,в реальности не возвращавшегося к старым чинам и по отстранении (ну хоть Шушерина бы почитали!):(
Но в целом,безо всякой "конфессиональной ангажированности", лучше всех смотрелся о.Леонтий :)
Дай Бог ему здравия и долголетия:)
Tags: Господствующее исповедание, История старообрядчества, Остроактуальное, Староверы и внешние, Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества, Церковно - общественное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments