o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

"Герой" предыдущего пОста о своих собратьях, возрождающих старый обряд

...чтобы те не больно "превозносились":(
Собственно,это возражение на помещавшееся и здесь интервью московского о. Георгия Крылова (см. http://o-apankratov.livejournal.com/97071.html ).
Нескоро, нескоро вернутся они к несправедливо отвергнутой старине :(
Если это вообще когда-нибудь произойдёт :(
Оригинал взят у andrej_belous в Обряд. Путь к вечности
Признаюсь честно, интервью с прот. Георгием Крыловым, опубликованное на «Богослов.Ру» и размещенное на портале «Православие и мир» кажется мне очень важным и своевременным, но и двусмысленным.

Конечно, не может не радовать возрождение интереса к богослужению и его истории. Стремление молиться осмысленно и жить полноценной христианской жизнью также не вызывает никаких возражений. Как и сам метод, само обращение к старому обряду, который до сих пор остается почти неизвестным для большинства прихожан. Радует и то, что о. Георгий прямо говорит об опасности психологии «избранничества», отношения к «новообрядцам», как к православным второго сорта, которое иногда встречается в единоверческой среде. Но возникает и немало вопросов.
Первый и самый главный из них, как ни странно, никак не связан с обрядом, как таковым. Это вопрос о месте христианства в жизни людей и общества, о месте каждого из нас в современном мире. Здесь я должен поблагодарить о. Георгия за то, что он прямо и ясно выразил умонастроение, которое есть у множества вполне обычных священников, которые и не думали служить по старому обряду. Вот как он представляет место христианства в современном мире: «Христианство всегда включало в себя социальные компоненты: жизнь в общине, проповедь, милосердие и проч. Христианин создает мир вокруг себя, преображает мир вместе с преображением своей души. Но в наши времена этот мир – камерный. Это как бы маленький «эко-поселок» (в смысле «экологии сакральности») среди всеобщей эко-катастрофы. В преображении окружающего мира он не создает чего-то принципиально нового (в отличие от «преображения» прогрессистской идеологии), а воскрешает прежние идеалы, насколько это возможно. Вот почему я говорю, что для христианина движение вперед – это движение назад, вглубь истории, к идеалам прошлого. В этом смысле Церковь – это своеобразная «машина времени», переносящая нас в прошлое. Русское средневековье для нас является идеалом». Здесь сразу возникает очень много спорных моментов. Во-первых, если мир со временем только ухудшается, то совершенно непонятно, почему идеалом всей Церкви должно быть именно средневековье. А из всего средневековья не времена преп. Антония Киево-Печерского, а XVI - первая половина XVII века? Ведь если в мире нет развития, а лишь деградация, то, например, каноны преп. Иоанна Дамаскина никак не могут не быть хуже кондаков преп. Романа Сладкопевца. Так неужели Церковь ошиблась, когда предпочла более новую форму более древней? Или когда заменяла древние чины литургий апп. Иакова и Марка на литургии свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста? Да и сами эти литургии даже в их старообрядческом виде весьма далеко отстоят от древних византийских рукописей.После тех исследований православной литургии, которые были проведены в XIX – XX веках и речи не может быть о том, что старообрядцы служат точно так, как во времена св. Василия, равно как и «новообрядцы». Все это вещи достаточно хорошо известные и исследованные как русскими православными, так и инославными исследователями. Я вспомнил об этом именно потому, что идеализация XVII века противоречит самой логике о. Георгия, но она у него есть.
А отсюда рождается желание вернуться в то время, понимание Церкви, как «машины времени», возвращающей нас в «золотой век» из того «сегодня», с которым у нас очень не простые отношения. Согласен, что нельзя вернуть в XVII век все общество, все государство, всю Церковь. Я даже не буду спорить с тем, что это может быть полезно для определенного круга людей или даже для каждого на определенном этапе его духовного роста, но у меня встает один вопрос: «А разве это – конечная остановка?» Мысль, что христианство призывает вернуться в прошлое, по меньшей мере, очень странная. Достаточно вспомнить, что во время раскола и до сих пор старообрядцы говорили о том, что нужно читать в Символе Веры «несть конца» а не «не будет» о Царстве Христовом. Царство, говорили они, уже наступило. Оно здесь, сейчас и никогда не кончится, а потому не может начаться в будущем так, словно его не было раньше. Им возражали, что это Царство уже есть, а «не будет» означает, что оно никогда не кончится. И обе стороны говорили о том, что это вечное Царство. Как и Христос говорил: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Но если так, если Он всегда с нами, то какая разница, какой век на дворе? VII век, XVII или XXI? Он с нами, если мы выполняем Его волю, следуем Его словам.
А слова Его просты: «Вы есте свет миру» (Мф. 5:14). Я не случайно взял эту славянскую форму. «Вы есте», то есть «Вы сейчас, в эту конкретную минуту, а не в прошлом или будущем. Не какому-то идеальному миру, а тому, который есть». Тому миру, который «во зле лежит» не только сейчас, но и во времена апостолов (1Ин. 5:19). Но именно этому миру светил истинный свет, который не может победить тьма этого мира (Ин. 1:5). Люди могут не принимать этот свет, но можем ли мы удаляться от них, прятаться в своем мирке, удаляться от людей, не «светить всегда, светить везде», а уходить от мира в идеализированное прошлое? Нет, «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5:15-16). Мы должны светить этому миру, а не бежать от него, всем, а не только любителям знаменного роспева и интеллектуалам, увлеченным средневековьем. А если так, то мы не можем уйти от мира, как бы сильно мир этого не хотел. Мир ненавидел уже апостолов, уже их он пытался выдавить прочь, заставить замолчать, чтобы они, как иудеи, замкнулись в своей среде и своем прошлом. Но Христос молился не о том, чтобы Его ученики были изъяты из мира и скрылись в экологических резервациях, но чтобы Отец сохранил их от зла (Ин. 17:15), которое в мире. Если это так, то я могу убежать из мира, который хочет меня распять, но не встречу ли я на пути Христа, который идет снова распинаться, потому что я бежал от креста в XVII век? Пусть даже это был лучший век в истории (что сомнительно), но если Господь дал мне жить сейчас, а не тогда, разве это не означает, что я нужен Ему сейчас, мое служение нужно Ему в этом мире, для этого мира, для этих людей. А если это так, то почему я не могу быть для них большим, чем проводником в прошлое, в котором и им Господь не судил родиться. Нет ли во всем этом какого-то утонченного сопротивления Его воле? Его воля в том, что я человек начала XXI века. Случайно ли это? Только если это случайно и не имеет значения, я имею право выбрать себе эпоху по вкусу и уйти в нее. Кто-то уходит в XIX век, кто-то – в XVII, кто-то в III, но Бог хотел, чтобы мы родились в ХХ веке. Мы нужны Ему здесь.
Для чего? Хоть для того, чтобы препятствовать всеобщему отступлению, чтобы светить людям. Потому что если наш слабый, немощный свет погаснет, скроется от людей, в мире воцарится непроглядная тьма. Мы будем жить в «эко-поселениях» XVII века, а миром будет править дьявол через антихриста. И мешать ему мы не будем. Может быть, он нам даже поможет в этом, как в «Трех разговорах» Соловьва, где он пытается купить православных именно этим. Именно возможностью жить в своем культурном мирке, именно в своем прошлом. Но жизнь православия не прошлое, а Христос, который не только был между нами, но «и есть, и будет». Но если так, то мне нет смысла уходить в прошлое, если Он всегда со мной. Что там?
Но поставлю вопрос иначе, а можно ли реально уйти в прошлое, и если нет, то куда же мы уходим, идя по этому пути? Нет. В прошлое уйти нельзя по очень многим причинам. Потому что оно совсем не идеально. Уходя в дониконовскую Русь, мы идем в то время, когда считалось, что Христос крестился двумя перстами, а апостолы служили на семи просфорах. Когда обряд ставился на один уровень с догматом. Наконец, это время засилья «многоголосия», когда разные части службы вычитывались и пропевались одновременно, и никто вообще ничего понять не мог. Вот это и был настоящий формализм, до которого всем нашим сокращениям и чтениям на скорость далеко. Ни мы, ни старообрядцы не можем сейчас представить, чтобы одновременно читали кафизмы, шестопсалмие, канон, а то еще и часы с повечерием, но тогда это было в порядке вещей. Так возврат ли это в прошлое или нечто худшее? Что? Попытка жить в выдуманном, «реконструированном» мире, который никогда не существовал. Навязывание себе образа мысли, которого не было у средневековых людей. И такой образ мыслей нисколько не поможет понять текст. Скорее мы начнем его перетолковывать так, чтобы он влезал в рамки нашего искусственного мировоззрения. А в Христианстве нет места искусственности, стилизации. Обряд в нем должен служить встрече с Богом, а не культурной изоляции. Люди меняются, меняются и обряды, но неизменным должно оставаться содержание, смысл, конечная цель. Если кому-то помогает прийти ко Христу старый обряд, значит он актуален и сегодня. Но если делать из него самоцель, что-то такое, что закрывает собой веру и Христа, что уводит нас из реального мира в мир прошлого, то нужно менять наше отношение к нему. Так не только со старым обрядом, но и с новым и с любым богослужебным чином. Они должны говорить о вечном, быть путем к вечности, к Богу, а не просто в XVII век. А чтобы быть с Ним, не обязательно жить в средневековье или средневековьем. Нужно жить Им здесь и сейчас, раз ОН Сам решил, что мы должны жить именно сейчас, именно здесь и именно этим людям нести свет Христовой истины.
Tags: Богослужение, Господствующее исповедание, Ереси, Остроактуальное, Староверы и внешние
Subscribe

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…

  • Литургический смайлик:)

    Всех с воскресным днём, Неделей 5-й Великаго поста и памятью преп. МАрии египтяныни! У меня ещё и 17-летие венчания (в 2004 г. в нынешний день…

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…

  • Литургический смайлик:)

    Всех с воскресным днём, Неделей 5-й Великаго поста и памятью преп. МАрии египтяныни! У меня ещё и 17-летие венчания (в 2004 г. в нынешний день…

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…